Формирование орфографической зоркости

Разделы: Начальная школа


Орфографическая грамотность – это составляющая часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это “одежда мысли”, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах. Основной орфографической единицей служит орфограмма, то есть написание, требующее проверки. В орфограмме есть не менее двух предполагаемых написаний, один из этих вариантов верный. Орфограмма “работает” в процессе обучения лишь в том случае, если школьник её замечает. Целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Это способствует возникновению и развитию орфографической зоркости к орфограммам. Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также и умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущими (собственные или чужие).Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий: языкового анализа, синтеза-выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний) при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно сложено соответствующими заданиями. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку. Для тренировки орфографической зоркости необходимо уделять внимание орфографическому чтению .

Орфографическое чтение может проводиться:
1. хором;
2. в форме устного орфографического диктанта;
3. работа со словарями;

При формировании правописных умений и навыков учащихся необходимо понимать, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной). Применимы следующие упражнения:

I. Диктанты “Кто больше запомнит?”.

  1. Цепочка из трех слов читается один раз, и так до тех пор , пока не будет записано нужное количество слов.
  2. Взаимопроверка.

II. Распространение предложений.

  1. Вода затопила. (Увеличить количество слов до четырех.)
  2. Вода затопила низкий берег. (Распространить до шести слов.)
  3. Мутная вода затопила норки маленьких зверьков.

III. Восстановление деформированного текста.

  1. Севере, на, белый, живет, медведь.
  2. На, кот, спит , окне. Собака, у, большая, крыльца, сидит.

Одним из этапов формирования орфографической зоркости является работа над словарными словами. Для усвоения правописания словарных слов используются различные виды и формы работы:

  1. Выборочный диктант (учащиеся выписывают свои слова).
    Сорока, ворона, воробей – птицы. Рабочий идет на завод. Учитель вошел в класс. Под осиной сидит заяц. Москва – красивый город. Пенал, тетрадь, карандаш – учебные вещи. Дежурный убирает тетради. Колхоз собрал хороший урожай пшеницы.
  2. Работы с предложением. Запишите ответ одним словом.
    Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в кассе?
  3. Работа со словарем:
    1. Выбор слова с ь.
    2. Записать слова отвечающие на вопрос кто?
    3. Записать название животных.
  4. Игры.
    1. Какое слово записано? В этом слове три гласных и два согласных звуков.
    2. Запишите слова, которые начинаются с данных букв.
    3. Записать слова в алфавитном порядке.
  5. Загадки.
    1. Без окон, без дверей полна горница людей.
    2. Сто одежек и все без одежек.

Все эти задания направлены на то, что бы дети видели опасные места при письме, задумывались о правильном написании слов.