К сокровищам родного слова

Разделы: Организация школьной библиотеки


ЦЕЛЬ ИГРЫ:

  • Ознакомление ребят со словарями, справочниками по русскому языку;
  • Умение пользоваться справочной литературой;
  • с помощью занимательного материала убедить школьников по-новому взглянуть на особенности русского языка.

ЗАДАЧИ:

  • Привитие любви к родному языку;
  • Отработка навыков пользования разными видами справочной литературы;
  • Развитие познавательных способностей у детей;
  • Развитие внимания, воображения, мышления;
  • Умение работать в творческой группе, взаимодействовать с товарищами.

Оформление:

  • Выставка " О словарях разнообразных"
  • Цитата к выставке: "Уважаем государь по прозванию Словарь, Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю, не однажды за советом обращался к Словарю". (Я. Козловский)
  • Высказывания великих людей мира о русском языке.
  • Портреты великих языковедов (Ожегов, Даль)

Вступительное слово ведущего: "Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Так писал о своем родном русском языке известный поэт А. Яшин в стихотворении "Русский язык".

Сегодня, дорогие друзья , мы отправимся с вами в необычное путешествие к сокровищам родного слова. Вас, конечно же интересует, что это за сокровища и где они находятся? Ну. Что ж, слушайте:

Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство.

Язык , на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А.С.Пушкин. Многие русские писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.

В путь за сокровищами, в Чудесную страну слов, мы отправимся двумя командами. На нашей игре присутствуют гости члены жюри: заместитель директора по воспитательной работе Дектярь О.М., Кайгородова Н.Н.

А сейчас мы проводим первый конкурс

1 КОНКУРС: "ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД"

Слово предоставляется командам .

Слово 1 команде:

"Мы-рыцари ордена книгочитающих"
"Страницы книг сродни могучим крыльям -
Листай, лети хоть прямо на Луну.
Раскрыта книга - значит, мы открыли,
Опять открыли новую страну."

Слово предоставляется 2 команде:

"Мы - рыцари ордена Смекалистых"
"Книжка - умный, добрый друг,
Знает книжка все вокруг:
Что, зачем, откуда, как
И о чем писал Маршак.
Чем питается верблюд?
Сколько лет киты живут?
Спросишь книжку - даст ответ,
У нее секретов нет.

А Сейчас мы проведем конкурс капитанов. Называется он "Исправь ошибки"

(На магнитной доске находится плакат)

На прашлагодние ашибки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Вновь потиплело в дикабре.
Запахло сенам на дваре.
Пишу я луче многих в классе.
Мне падарил падарак Вася.
Я изучала вес енварь
Арфаграфический славарь.

Ведущий:

Игра - наш друг, большой и умный, -
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.

Сейчас мы предлагаем вам проверить свой словарный запас.

Следующий конкурс.

2 конкурс: КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ.

(Каждая команда получает листочки со словом " ГРАМОТЕИ".

За 1 минуту нужно составить из его букв как можно больше слов.)

Время пошло. (Том, маг, атом, гром, море, гора, метр, рота, грот, мат, ром и т.д.)

Ведущий: Время закончилось. Давайте послушаем команды какие слова они составили) У кого больше словарный запас.

(команды выступают)

Ведущий: Друзья, вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова? С помощью какого словаря мы можем проверить свою грамотность? (Орфографический словарь) Используя орфографический словарь, напишите правильно предложенные слова :

1 команда: всечасно

Аннотация

2 команда: вегетарианец

Аномалия

(команды выполняют задание).

Выполненное задание отдают жюри.

Ведущий: А для того, чтобы объяснить значение любого слова, существуют толковые словари ( показать какие есть в библиотеке)

Третий конкурс называется Работа со словарем

3 КОНКУРС "РАБОТА СО СЛОВАРЕМ"

Сейчас я раздам вам карточки со словами :

1 команде - дрязги- мелкие ссоры, обыденные мелочи, неприятности.(с.147) словарь Ожегова

Дублировать - (выполнять что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим (с.148)

Ограничитель - прибор, ограничивающий действие чего-нибудь (с.357)

2 команде - размолвка - легкая ссора (529)

Скопом - все вместе, сообща (591)

Тоска - душевная тревога, соединение с грустью.(656)

Найдите в толковом словаре эти слова напишите и объясните их значение.

Команды выполняют задание.

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Ведущий : Друзья. Представьте, что мы с вами оказались в неизвестном городе. Попробуем угадать его название, послушав разговор людей, здесь живущих.

ИНСЦЕНИРОВКА

Прохожий 1 - До каких пор ты будешь бить баклуши?

Прохожий 2 - Да стараюсь, а ничего не получается: У меня уже ум за разум заходит.

Прохожий 1 - У тебя всё получается шиворот-навыворот!

Прохожий 2 - Я просто не в своей тарелке. И не кричи на всю Ивановскую.

Ведущий: Догадались, что это за город? (Команды отвечают)

Правильно, это город фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. Назовите какие фразеологизмы вы сейчас услышали.

И следующий конкурс называется

4 КОНКУРС " ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ"

Ведущий: Я вам выдам листочки со стихотворениями. Найдите в этих стихах фразеологизмы и попробуйте их объяснить.

В помощь возьмите фразеологический словарь.

1 команде:

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это дела спустя рукава,
Другой - засучив рукава.

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу-
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.

2 команде:

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку, и тряпку:
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!

Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо
.

Команды по очереди дают ответы.

Ведущий: Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Слово предоставляется жюри.

Ведущий: Следующий конкурс называется " Собери слово"

5 КОНКУРС "СОБЕРИ СЛОВО"

Задание выдается в конвертах. Вам нужно собрать слово из букв в конверте. Дам вам подсказку, что слово которое нужно собрать относится к разделу русского языка как предмета изучения.

1 команде: Слово "ЛЕКСИКА" (буквы Л , Е, К, С, И, К, А)

2 команде: Слово "ФОНЕТИКА" (буквы Ф, О, Н, Е, Т, И, К, А)

Ведущий: Пока команды выполняют задание мы поиграем с вами, дорогие болельщики.

Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. ( Я-БЛОК- О)

  1. Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию ? (Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.Н.Толстой)
  2. Из каких книг эти герои?

- Дуремар - А.Н.Толстой "Приключения Буратино"

- Дюймовочка - Андерсен "Дюймовочка"

- Доктор Айболит - К.Чуковский "Доктор Айболит"

3. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить.

Портфель у меня
Невелик и не мал.

Лежат в нем задачник,
Букварь и: (пенал)

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (ученик)

Быть должны всегда в порядке
Твои школьные (тетрадки.)

Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно: (карандаш)

Ведущий: Надеюсь команды уже готовы. Послушаем какие слова они составили. Команды выступают.

Ведущий: 6 конкурс "Наоборот"

Подберите антонимы-слова, противоположные по смыслу.

Итак, задание команде 1

Я -антоним к слову "лето"
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я: ( зима)

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям (друг)

Задание команде 2

Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это: (плач)

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок: (высоко)

Ведущий: Следующий наш конкурс

7 конкурс ДОПИШИ ПОСЛОВИЦУ.

Вам даны пословицы: вы должны дописать пословицу.

1 команде:

  • Язык - (до Киева доведет)
  • Не спеши языком - (торопись делом)
  • Ешь пирог с грибами - (а язык держи за зубами)
  • Соловья баснями - (не кормят)

2 команде:

  • Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
  • На чужой роток - (на накинешь платок)
  • Что написано пером - (не вырубишь топором)
  • Словами горю - (не поможешь).

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир языка. Сегодня вы узнали много нового и интересного об удивительной стране слов. Мы смогли проникнуть в хранилище словесных богатств этой волшебной страны.

Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Ведущий: Не забывайте о своих помощниках - словарях, справочниках по русскому языку. Спасибо всем за участие.