Занятие по экологии "Экология Севера"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Цель: воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь и защищать.

Задачи:

  • формировать у детей экологическую культуру;
  • расширить знания о Ямальской тундре, о животных и растениях;
  • развивать умение рассуждать, делать выводы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип: занятия с использованием И К П

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картины о севере.

Презентация "Экология Севера"

Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада знакомству с вами и встрече на нашем занятии. Сегодня мы поговорим о родной природе, вспомним о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране.

Введение.

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок - терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
Обучаться нужно,
Ведь её лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней.

Человек - он ведь тоже природа
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.

Для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты. Такими специалистами являются экологи.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово "экология"?

"Эког" - в переводе с греческого языка означает дом, "логос" - наука. Ведь наша планета - это наш дом. Сегодня естественная среда - природа - переживает немалые потрясения. Всё чаще звучат слова - неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. К сожалению, эти проблемы коснулись и нашего края.

Тема нашего занятия "Экология Севера" Мы с вами поговорим о влиянии человека на природу, его ответственности за окружающий мир, познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу.

Актуализация и мотивация знаний.

Природа - это книга мудрости и каждый человек должен научиться читать её с детства. Я предлагаю вам открыть первую страницу этой книги.

1 страница. Загадки о природе.

Каждая загадка -
Для ума зарядка.
Разложите мысли по порядку,
Чтобы верную найти отгадку.

1. Летом она зелёная, осенью - жёлтая, зимой - белая. (Тундра)

2.

Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (Северное сияние)

3.

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда. (Чум)

4.

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает. (Собака)

5.

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается -
От врагов спасается. (Олень)

6.

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (Полярная сова)

7.

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (Куропатка)

2 страница. Тундра - наш дом.

- Тундра для ненцев - это огромный, просторный чум. В ней он знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам, шёпоту земли в полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить её для будущего поколения.

- Запретов в жизни тундры, которые должны беспрекословно выполнять взрослые и дети, выработано немало:

1. Северный человек берёт от природы столько, сколько необходимо для жизни.

2. Не принято стрелять в линных гусей (добычей охотников могли оказаться только слабые в беге птицы, которые не могут перенести перелёт в тёплые края).

3. Не нарушать покой пушного зверя способом загона (облавы).

4. Не разводить костёр на случайных местах, а только там, где в нём есть жизненная необходимость, потребность.

Мы всегда должны помнить слова Леонида Лапцуя.

Будь милостив к природе человек!
Берёшь - бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

3 страница "Природная аптека"

Тундра - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура, и таблетки.
Все целебные растенья
Нужно знать без исключенья.

- А сейчас мы поговорим о лекарственных растениях. Но сначала вы должны по описанию узнать его и если сможете, назвать его лечебные свойства.

Он бывает в тундре разного цвета.
Все люди и животные ходят по нему.
Его очень любят есть олени. (Лишайник)

(Его высушивают, растирают в порошок и посыпают раны, а так же используют для лечения туберкулёза.

Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава. (Мох).

(Мох применяют при болях в груди, при расстройстве желудка).

Она считается символом России,
Её можно сравнить с молодой девушкой.
В тундре она растёт маленькая,
Но растёт большая в лесу или в поле. (Берёза)

(Листья берёзы служат мочегонным средством)

И ещё есть одно маленькое дерево, но не берёза. (Ива.)

(Ива применяется от кашля).

Шла красавица - природа
По зелёной тундре,
Загляделась на озёра,
Потеряла бусы.
Соберите бусы, дети,
И отгадку дайте:
Как названье ягод этих?
Быстрей отвечайте.

- Ребята, как вы думаете, о каких ягодах идёт речь? Ягоды черники, брусники, голубики дают организму витамины, а их листья применяются, как слабительное.

- Очень многие растения тундры являются целебными. Даже ядовитые ягоды растения Вороний глаз лечат кашель, а настойка мухомора - от боли в суставах.

Из-за плохой экологии лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворённые в воде и в воздухе вещества. Порой становятся самым настоящим ядом для животных и человека.

- А почему на Крайнем севере бывает грязная вода? (Ответы детей)

Для того чтобы на Ямале была чистая вода, люди не должны бросать в неё отходы, не должно быть на буровых скважинах аварий.

4 страница. Природа в опасности.

- В отличие от ненцев пришлое население не всегда соблюдает правила тундры. Наша цивилизация ведёт к неизбежным бесценным потерям. Если мы не будем беречь природу, то всё человечество может погибнуть вместе с беззащитной природой. Поэтические строки звучат набатом тревоги в душах людей.

Павел Жаакович Турутько.

Осторожно: Ямал!
Вновь над тундрой летит обращенье,
Словно помощи крик бьётся в наших сердцах.
Время больше не ждёт.
Человек! Оглянись на мгновенье:
Ты увидишь природы Начало конца.

Мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом цветов. Зато люди другой национальности рвут их безжалостно. Так же пришлое население очень часто охотится на животных тундры не по надобности, а из-за азарта. К сожалению, в результате бездумного, потребительского отношения к природе многие животные, птицы и растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

- Ребята, а почему эту книгу называют красной? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения). Книга информирует, какие растения и животные в опасности, призывает изучать природу. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде, и его надо охранять. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений.

Некоторые виды растений и животных становятся редкими и исчезающими.

5 страница Красная книга ЯНАО

В Красную книгу вошли:

1. Животные: белый медведь.

2. Морские млекопитающие: атлантический морж, гренландский кит.

3. Птицы: лебедь - кликун, краснозобая казарка, орлан - белохвост,  пискулька (на юге Ямала), турпан (на юге Ямала), сокол - кречет (по берегам рек Ямала), сокол - сапсан (в средней части реки Юрибей), тундровой лебедь.

4. Растения Ямала не внесены в Красную книгу, но некоторые подвергаются опасности: лишайники некоторых видов.

Закрепление пройденного материала

- Ребята, с помощью страниц Книги природы мы развиваем экологическое мышление и сейчас проверим, насколько мы знаем жизнь животных и растений, которые нуждаются в нашей охране.

Тест "Животные и растения Крайнего Севера"

1. Что едят белые медведи?

а) - рыбу и тюленей

б) - водоросли и ракушки

в) - пингвинов

2. Почему белые медведи поджидают добычу у проруби?

а) - чтобы не прыгать за ней в холодную воду

б) - ждут, когда тюлени всплывут на поверхность для вдоха

в) - боятся, что лёд треснет и их унесёт на льдине

3. Какое из растений не растёт на Крайнем Севере?

а) - ромашка

б) - черника

в) - тополь

4. Что не умеют делать тюлени под водой?

а) - спать

б) - есть

в) - дышать

г) - нырять

5. Чем питаются олени?

а) - ягелем

б) - куропатками

в) - продуктами, которыми питается человек

Итог.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое экология?

- Как мы должны относиться к природе?

- Что должен делать человек, чтобы не было плохой экологии?

- Что означает цвет Красной книги?

Наше занятие я хочу закончить обращением ко всем людям.

Берегите травы, речку, лес и поле
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе!
Посмотрите, как красиво всё кругом
Ведь природа - это тоже чей-то дом!
В гнёздах птицы голосисто нам поют
А в лесах зверюшки разные пока живут.
Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите.
Пусть рассвет встречает небо голубое
Будет легче на Земле нам жить с тобою!
Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Литература.

  1. Сусой Е.Г., Из глубины веков - Институт проблем освоения Севера со РАН, 1994 г. С.В.Бочкарёва.
  2. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни - Салехард,2003 г.