Правописание парных согласных на конце слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: развитие орфографической зоркости (умения распознавать в слове парный согласный, требующий проверки), умения подбирать проверочное слово и пользоваться им.

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей. Проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа).

2. Мобилизующий этап

На доске записаны слова:

У. Прочитайте написанные слова в цепочке слов. Обратите внимание на третью цепочку.

Сформулируйте задание к упражнению.

Д. Из каждой цепочки надо выделить по одному слову и записать их в третью строку.

У. По скольким и каким именно признакам можно выделить эти слова?

Д. Эти слова можно выделить по двум признакам: грамматическому и орфографическому.

У. Какое слово можно выделить из первой цепочки?

Д. Из первой цепочки можно выделить слово лёд. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – льды. А слова бежит и летит – это глаголы с проверяемой безударной гласной. Проверочные слова бег, полёт.

Из второй цепочки можно выделить слово гриб. Это имя существительное. В конце этого слова есть парный согласный. Проверочное слово – грибы. А слова лесной и травяной – прилагательные с безударной гласной. Проверочные слова лес, травы.

У. Напишите выделенные слова, обозначьте в них орфограмму.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Учитывая общий орфографический признак слов, которые вы записали, сформулируйте тему урока.

Д. В этих словах есть парные согласные. Они находятся в конце слова. Тема урока: “Правописание парных согласных в конце слова”.

У. Учитывая пройденную тему, определите цель урока.

Д. Повторить правило о правописании парных согласных на конце слова; учиться правильно писать слова с этой орфограммой, подбирая проверочные слова.

4. Чистописание

Запись на доске:

Белые бараны били в барабаны.

У. Прочитайте вслух написанное предложение. Что это?

Д. Это скороговорка.

У. Что такое скороговорка?

Д. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

У. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

Д. Сегодня мы будем писать буквы б-п. Б - так как эта буква присутствует в четырёх словах скороговорки. П - так как она составляет пару б по звонкости – глухости.

У. Запишите эти буквы.

У. Назовите все парные согласные.

Д. Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

У. Напишите цепочку парных согласных по памяти.

5. Словарно-орфографическая работа

У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово.

Д. Это слово завод.

У. Какое значение имеет это слово в предложении:

Тракторный завод выпустил новый вид тракторов.

Д. В этом предложении завод – это крупное промышленное предприятие.

У. Правильно. Какое значение имеет слово завод в следующих предложениях?

Эти часы с недельным заводом. Саше купили игрушку с заводом.

Д. В первом предложении слово завод обозначает срок действия заведённого механизма, а во втором – приспособление в механизме, служащее для приведения его в действие.

У. Слово завод образовалось от глагола “заводить”. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят.

У. Найдите слово завод в словаре, напишите его.

У. Какие орфограммы есть в этом слове.

Д. Слово завод состоит из двух слогов, второй слог ударный. Первая орфограмма: безударная гласная а в первом слоге; вторая орфограмма – парная по звонкости- глухости д в конце слова.

У. Подберите проверочное слово.

Д. Завод – заводы.

У. На доске записана пословица и фразеологический оборот. Прочитайте их.

На нашем заводе брак не в моде.

Заводить шарманку.

У. Разграничьте пословицы и фразеологический оборот. Объясните их смысл.

6. Физкультминутка

У. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаёте, руки опускаете вниз.

Зайка, сойка, Веня, Феня, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

7. Повторение изученного материала

Задание 1.

На доске написаны слова:

Т.етрадь, з.вод, м.дведь, гор.д, м.роз, к.р.ндаш.

У. Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

Д. В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую безударную гласную е и ь.

В словах город и мороз пишется непроверяемая гласная о.

В словах завод и карандаш надо написать непроверяемую безударную гласную а.

У. Что объединяет написание слов между собой?

Д. Это словарные слова. Все слова – имена существительные. Все слова оканчиваются на парный согласный.

У. Какие различия вы видите в данных словах?

Д. Существительные: тетрадь, завод, мороз, карандаш отвечают на вопрос что?, а существительное медведь – на вопрос кто?.

В словах: тетрадь, мороз, медведь, город, завод – по два слога, а в слове карандаш – три.

Слова тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш – на глухой парный согласный.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце?

Д. Чтобы не ошибиться в правописании парной согласной на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Измените данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная, и запишите их в алфавитном порядке.

Д. Города, заводы, карандаши, медведи, морозы, тетради.

Задание 2.

У. Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

  • сне.опад, сне., сне.овик;
  • тру., тру.имся, тру.олюбивый;
  • ду.очки, ду.овый, ду..

Д.

  • снегопад, снеговик, снег;
  • трудимся, трудолюбивый, труд;.
  • дубочки, дубовый, дуб.

Задание 3.

У. Из слов находящихся под одной цифрой, составьте новые слово, используя для этого их первые слоги.

  • собака, седло;
  • хорошо, лодка;
  • писала, рог.

Д. Сосед, холод, пирог.

У. Что объединяет написание слов между собой?

Д. Это словарные слова.

Все слова имена существительные.

Все слова оканчиваются на парный звонкий согласный.

У. Как надо проверить правильное написание парного согласного на конце слова?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная.

У. Подберите проверочные слова к данным словам.

Д. Сосед – соседи, холод – холода, пирог – пироги.

У. Найдите в нашем словарике ещё слова на эту орфограмму. Запишите слова в тетрадь и подберите к ним проверочные слова.

Д. Город - города, класс - классы, сапог - сапоги, друг - други, народ - народы, ягод - ягода.

Задание 4.

Детям раздаются бланки с напечатанным заданием, ученики исправляют ошибки. После выполнения, бланки сдаются учителю.

Зема. Морос льдом укрыл прут. первый снех укутал в белые шубы поле и лез.

Пушыстый заяц дражит от холода под кустом.

У. На какие орфограммы были допущены ошибки.

Д. Проверяемая безударная гласная: зима-зимушка, дрожит - дрож.

Правописание сочетания ЖИ-ШИ: пушистый.

Правописание заглавной буквы в начале предложения: Первый.

Правописание парных согласных на конце слова: мороз – морозы, пруд – пруды, снег – снега, лес – леса.

8. Итог урока

У. Наш урок заканчивается. Обратимся к цели урока. Удалось ли нам её реализовать?

Д. … (учащиеся высказывают свои соображения)

У. Так какой же мы сделаем вывод о том, как правильно написать слово с парной согласной на конце?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Подтвердите его примерами слов, которые не звучали на уроке.

Д. ….

9. Оценивание деятельности учеников на уроке