Класс пресмыкающиеся. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение; познакомиться с разнообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека.

Оборудование: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения, видеофильм.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос прошлой темы: Тест “ Класс земноводные”

1. От каких рыб произошли земноводные?

а) От хрящевых;

б) от карпообразных

в) от кистеперых

г) от осетровых. (0,5 балла)

2. Какие особенности строения свидетельствуют о наземном образе жизни земноводных?

а) Верхнее расположение ноздрей;

б) глаза защищены веками;

в) плавательные перепонки между пальцами;

г) кожное дыхание (1,5 балла)

3. Название земноводных определяется тем, что у большинства представителей:

а) личинка и взрослое животное обитают на суше;

б) личинка – в воде, а взрослое животное на суше;

в) личинка - на суше, взрослое животное – в воде;

г) личинка и взрослое животное обитают в воде. (1 балл)

4. В чем заключается принципиальное отличие земноводных от рыб?

а) особый тип организации конечностей;

б) неподвижное соединение головы и туловища;

в) наличие глаз

г) наличие хвостового плавника (1 балл)

5. Какой тип дыхания у земноводных на суше?

а) кожное дыхание

б) легочное дыхание

в) при помощи жабр

г) отсутствует (1 балл)

6. Выпишите признаки рыб, которые характерны для головастика.

А) Сердце двухкамерное;

Б) сердце трехкамерное;

В) кожное дыхание;

Г) легочные мешки;

Д) один круг кровообращения;

Е) два круга кровообращения;

Ж) конечности наземного типа;

З) боковая линия;

И) между пальцами плавательная перепонка;

К) органы дыхания - жабры. (4 балла)

7. Каким образом земноводные приспособились к жизни в условиях суши и в воде? (5 баллов)

Ответы: В, Б, Б, А, Б; б) А, Д, З, К.

2. Новая тема

Рассказ учителя: Рептилии, или пресмыкающиеся, - первый класс настоящих наземных позвоночных. Важнейшие особенности строения и биологии рептилий помогли их предкам покинуть воду и широко расселиться по земле. К таким особенностям прежде всего относятся внутреннее оплодотворение и откладка яиц, богатых питательными веществами и покрытой защитной оболочкой, что способствует развитию их на суше. У них появился чешуйчатый покров, предохраняющий тело от механических повреждений и высыхания, а кожа почти полностью утратила железы... По мере роста пресмыкающиеся линяют, сбрасывая верхний слой покровов - эпидермис (надкожицу).

Возникновению рептилий способствовали изменения в климате: он становился суше. Считается, что основной предковой группой ископаемых и современных пресмыкающихся явились котилозавры, давшие начало в каменноугольном периоде крокодилоподобным существам, обитавших в воде.

В ходе эволюции в конце палеозоя и начале мезозоя котилозавры дивергировали. От них взяли начало более прогрессирующие ветви пресмыкающихся: черепахи (пермский период палеозоя) и ихтиозавры (триасовый период).

Расцвет пресмыкающихся начался в триасовый период и длился всю мезозойскую эру. Рептилии полностью приспособились к жизни на суше, распространились по всему земному шару: это были летающие ящеры, гигантские ящеры, динозавры, бронтозавры, игуанозавры. От примитивных котилозавров произошли звероподобные рептилии.

В конце мезозоя началось массовое вымирание пресмыкающихся, потомками их явились птицы и млекопитающие. В течении кайнозоя возникли молодые группы рептилий ящерицы и змеи. Из древнейших форм в современном мире сохранились первоящеры (гаттерия), многочисленные виды крокодилов и черепах.

Просмотр видеофильма про пресмыкающихся.

Самостоятельная работа по учебнику.

Учащиеся выполняют в тетради таблицу: “Внешнее и внутреннее строение пресмыкающегося в сравнении с земноводными”.

  Сходство в строении Особенности строения
Внешнее строение
Скелет
Мускулатура
Дыхательная система
Пищеварительная система
Кровеносная система
Выделительная система
Нервная система
Размножение.
   

Проверка таблицы. (Один ученик читает свои записи, другие подправляют и дополняют)

Учитель: Класс Пресмыкающиеся включает четыре отряда: Первоящеры, Чешуйчатые (Подотряды: Ящерицы, Змеи), Крокодилы, Черепахи.

Игра 2 “Кто лишний”. (Учащиеся на скорость и правильность по учебнику выполняют работу по карточкам) Определить, кто лишний и объяснить свой ответ.

1) уж, желтопузик, кобра, удав; (желтопузик – безногая ящерица, остальные – змеи)

2) хамелеон, крокодил, тритон, черепаха; (тритон - земноводное остальные – пресмыкающиеся)

3) гадюка, круглоголовка, ящерица, веретеница (гадюка – змея, остальные - ящерицы)

Учитель: Для представителей каждого отряда имеются свои признаки. Задание по учебнику, каждому ученику раздаются карточки с названиями пресмыкающихся и с признаками.

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои карточки в соответствующие графы таблицы:

Название отрядов и подотрядов Представители Признаки отряда и подотряда
Крокодилы
Черепахи
Ящерицы
Змеи
  2, 4. 6, 7
1, 5, 8
9, 10, 12, 13
9, 11, 13, 14, 16

Карточки для 2 графы:

варан, аллигатор, веретеница, гадюка, желтопузик, карета, геккон, слоновая черепаха, агамы, гюрза, эфы, кайман

Карточки для 3 графы:

1) позвоночник, грудина, ключицы, ребра соединены с верхним щитом панциря;

2) хвост сжат с боков;

3) кожа покрыта чешуйками

4) кожа покрыта роговыми щитками;

5) отсутствие зубов;

6) мощная челюсть с острыми зубами;

7) парные мускусные железы;

8) части тела втягиваются под панцирь;

9) кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками;

10) подвижное соединение головы и туловища;

11) конечности отсутствуют;

12) наличие конечностей;

13) раздвоенный язык;

14) плохо выражены отделы тела;

15) подвижные веки;

16) сросшиеся веки.

Работа в тетради: переписать таблицы.

Учитель: Значение пресмыкающихся.

Большинство пресмыкающихся сдерживают рост моллюсков, мелких грызунов и других животных, которыми они питаются. Многие из них в ходят в цепи питания ряда наземных животных: лисиц и хорьков. В ряде стран мясо и яйца черепах используют в пищу, кожа крокодилов, крупных змей и ящериц идет на изготовление обуви, сумок, ремней и т.д.

В медицине широко используется яд змей. Из его фармакологическая промышленность производит сыворотки от укусов особо опасных ядовитых змей. Из змеиного яда изготавливают ценные препараты (випралган, випраксин, випратокс и др).

В последнее время появилась угроза исчезновения целого ряда видов пресмыкающихся, поэтому были приняты меры, запрещающие их отловов и истребление.

Учитель. Принадлежат рептилии к группе холоднокровных животных и распространяются в жарком поясе. В Республике Татарстан встречаются представители двух отрядов – один вид из отряда черепах (черепаха болотная) и семь видов из отряда чешуйчатых: три вида ящериц (веретеница ломкая. ящерица прыткая, ящерица живородящая) и четыре вида змей (уж обыкновенный, медянка, гадюка обыкновенная, гадюка степная) В Красную Книгу РТ занесены 5 видов пресмыкающихся:

  • черепаха болотная;
  • веретеница ломкая;
  • медянка, или серый уж;
  • гадюка обыкновенная;
  • гадюка степная;

Записать в тетради и запомнить.

Ядовитые змеи

Ежегодно сокращается численность этих животных из - за антропогенного воздействия.

Когда встретите в лесу змею, не пытайтесь ее поймать или прижимать к земле. Дайте уползти животному. Помните: сами ядовитые змеи кусают человека только в случае самообороны.

Самой распространенной ядовитой змеей в России является гадюка обыкновенная, распространена практически повсеместно. Длина тела 70-80 см, иногда 1 метр. Отмечается очаговое скопление гадюк, где их плотность достигает 80–90 особей на гектаре. Чаще всего на одном гектаре в среднем живет 8-10 гадюк. После зимней спячки гадюки появляются на поверхности земли в апреле-мае. Массовое появление детенышей гадюки приходится на август. Помните: только что родившийся детеныш гадюки уже ядовитый.

Самой ядовитой на планете считается морская змея, обитающая в Тиморском море у побережья Австралии. Ее яд в сто раз сильнее, чем у самой ядовитой сухопутной змеи - тайпана.

Для закрепления: какие утверждения верны.

Дом. задании: стр.196-203 всем приготовить кроссворд “Пресмыкающиеся”.