Использование ИКТ в преподавании географии "Земля — часть Солнечной системы"

Разделы: География, Информатика


Задачи урока:

Образовательные:

– Углубить представление о Солнечной системе, сформированные в курсах природоведения и “Окружающего мира”

– выявить черты сходства и отличия Земли и других планет Солнечной системы.

Воспитательные:

– Формировать естественнонаучную картину мира через объяснение строения Солнечной системы

Развивающие:

– Продолжить развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать

– Продолжать формировать основные учебные умения: работа с основными и дополнительными источниками информации, в том числе использование ресурсов Интернета, мультимедийными пособиями, рисунками, фотографиями, навыки конспектирования (запись основных терминов и понятий в сжатой форме).

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор
  • ЦОР: 1С образовательная коллекция – Библиотека наглядных пособий: “География 6-10 классы”,
  • Ресурсы Интернета

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения: урок с применением информационных технологий.

Вид урока: урок-путешествие.

Основное содержание урока:

– Солнечная система – ближайшая часть космоса.

– Состав Солнечной системы.

– Общие черты планет солнечной системы, черты сходства и различия планет земной группы и планет-гигантов.

– Уникальность Земли как планеты: наличие кислородосодержащей атмосферы, земной коры, гидросферы и биосферы.

Учащиеся должны:

  • Называть и показывать планеты Солнечной системы, используя схемы в атласе, фотографии.
  • Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов, знать их основные характеристики.
  • Описывать уникальные особенности Земли как планеты Солнечной системы.

Комментарии:

Урок является третьим при изучении раздела “Земля во Вселенной”. Однако материал о строении Солнечной системы, классификации планет, особенностях Земли изучался в курсе природоведения 5 класса, а также в курсе “Окружающий мир” в начальной школе. Поэтому материал частично знаком учащимся. Основная цель урока – расширить представления учащихся о Солнечной системе как части близлежащего космического пространства и рассмотреть уникальность Земли как планеты Солнечной системы.

Предварительная подготовка: Дополнительно за неделю до урока группа учащихся получает задание по подготовке сообщений о планетах Солнечной системы (на 1– 2 минуты). Фото и видеофрагменты подбираются учителем. В последующем при создании окончательного варианта презентации в нее включаются материалы, собранные учащимися.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

    (5 мин)

Приветствие учеников, организация класса к уроку, мотивация: набор в команду космического корабля, совершающего путешествие в Солнечную систему.

Слушают

Подготовка к тесту по теме: “Земля и космос”: повторение пройденного материала

2. Тест по теме: “Земля и космос”

    (5 минут)

Слайды 2-5

Показ слайдов на экране, голосовое сопровождение каждого слайда с заданиями

Проведение теста (ответы записывают на отдельных листах бумаги)
3. Проверка теста

Слайд 6

Подведение итогов, набор экипажа космического корабля

Взаимопроверка в парах

Учащимся раздаются пропуски на космический корабль.

4. Изучение нового материала

Слайды 7,8

Постановка темы урока и плана урока

Слайд 9

Вводное слово учителя

Запись темы урока в тетради
 

Слайд 10

Определение понятия “Солнечная система”, вопросы к учащимся.

Ответы учащихся, запись определения в тетрадь
 

Слайд 11

Схема Солнечной системы, вопросы к учащимся

Ответы учащихся, запись последовательности планет Солнечной системы в тетрадь
 

Слайды 12,13

Характеристика Солнца

Прослушивание текста, дополнения учащихся
 

Слайд 14

Классификация планет Солнечной системы, вопросы к учащимся

Варианты ответов учащихся, запись схемы в тетрадь
 

Слайд 15

Характеристика планет земной группы

Меркурий

Сообщение 1-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайд 16

Венера

Сообщение 2-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайды 17-19

Земля

Эвристическая беседа: обсуждение уникальности планеты Земля

Выводы записывают в тетрадь

 

Слайд 20

Марс

Сообщение 3-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайды 21,22

Астероиды

Беседа с учащимися
 

Слайд 23

Метеориты

Беседа с учащимися
 

Слайд 24

Кометы

Беседа с учащимися
 

Слайд 25

Планеты – гиганты

Вопросы к учащимся

Юпитер

Ответы на вопросы

Сообщение 4-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)

 

Слайд 26

Сатурн

Сообщение 5-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайд 27

Уран

Сообщение 6-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайд 28

Нептун

Сообщение 7-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайд 29

Плутон

Сообщение 8-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”)
 

Слайд 30

Предварительное обсуждение общих черт сходства и различия между планетами Солнечной системы по вопросам Выводы

Запись выводов в тетрадь
 

Слайд 30

Подведение итогов путешествия, благодарность учащимся

 
 

Слайд 31

Домашнее задание

Прощание с учащимися

Запись домашнего задания

Приложение 1. Презентация к уроку

Приложение 2. Видеофрагменты “Планеты Солнечной системы”

Литература:

  1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева “География: Землеведение”, 6 класс, М., Дрофа, 2009 г.
  2. Н.Н. Петрова, Е.Е. Гусева, Т.В. Лихолат “Земля – планета Солнечной системы”: учебное пособие, М., Дрофа, 2004 г.
  3. М.С. Смирнова “Тесты по географии”, М., “Экзамен”, 2009 г.
  4. 1С Образовательная коллекция “География 6-10 класс”: библиотека наглядных пособий, Республиканский мультимедийный центр, 2005 г., ЗАО “1С”, 2005 г.