Задачи урока:
Образовательные:
– Углубить представление о Солнечной системе, сформированные в курсах природоведения и “Окружающего мира”
– выявить черты сходства и отличия Земли и других планет Солнечной системы.
Воспитательные:
– Формировать естественнонаучную картину мира через объяснение строения Солнечной системы
Развивающие:
– Продолжить развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать
– Продолжать формировать основные учебные умения: работа с основными и дополнительными источниками информации, в том числе использование ресурсов Интернета, мультимедийными пособиями, рисунками, фотографиями, навыки конспектирования (запись основных терминов и понятий в сжатой форме).
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор
- ЦОР: 1С образовательная коллекция – Библиотека наглядных пособий: “География 6-10 классы”,
- Ресурсы Интернета
Тип урока: урок-исследование.
Форма проведения: урок с применением информационных технологий.
Вид урока: урок-путешествие.
Основное содержание урока:
– Солнечная система – ближайшая часть космоса.
– Состав Солнечной системы.
– Общие черты планет солнечной системы, черты сходства и различия планет земной группы и планет-гигантов.
– Уникальность Земли как планеты: наличие кислородосодержащей атмосферы, земной коры, гидросферы и биосферы.
Учащиеся должны:
- Называть и показывать планеты Солнечной системы, используя схемы в атласе, фотографии.
- Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов, знать их основные характеристики.
- Описывать уникальные особенности Земли как планеты Солнечной системы.
Комментарии:
Урок является третьим при изучении раздела “Земля во Вселенной”. Однако материал о строении Солнечной системы, классификации планет, особенностях Земли изучался в курсе природоведения 5 класса, а также в курсе “Окружающий мир” в начальной школе. Поэтому материал частично знаком учащимся. Основная цель урока – расширить представления учащихся о Солнечной системе как части близлежащего космического пространства и рассмотреть уникальность Земли как планеты Солнечной системы.
Предварительная подготовка: Дополнительно за неделю до урока группа учащихся получает задание по подготовке сообщений о планетах Солнечной системы (на 1– 2 минуты). Фото и видеофрагменты подбираются учителем. В последующем при создании окончательного варианта презентации в нее включаются материалы, собранные учащимися.
ХОД УРОКА
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (5 мин) |
Приветствие учеников, организация класса к уроку, мотивация: набор в команду космического корабля, совершающего путешествие в Солнечную систему. |
Слушают Подготовка к тесту по теме: “Земля и космос”: повторение пройденного материала |
2. Тест по теме: “Земля и космос” (5 минут) |
Слайды 2-5 Показ слайдов на экране, голосовое сопровождение каждого слайда с заданиями |
Проведение теста (ответы записывают на отдельных листах бумаги) |
3. Проверка теста | Слайд 6 Подведение итогов, набор экипажа космического корабля |
Взаимопроверка в парах Учащимся раздаются пропуски на космический корабль. |
4. Изучение нового материала | Слайды 7,8 Постановка темы урока и плана урока Слайд 9 Вводное слово учителя |
Запись темы урока в тетради |
Слайд 10 Определение понятия “Солнечная система”, вопросы к учащимся. |
Ответы учащихся, запись определения в тетрадь | |
Слайд 11 Схема Солнечной системы, вопросы к учащимся |
Ответы учащихся, запись последовательности планет Солнечной системы в тетрадь | |
Слайды 12,13 Характеристика Солнца |
Прослушивание текста, дополнения учащихся | |
Слайд 14 Классификация планет Солнечной системы, вопросы к учащимся |
Варианты ответов учащихся, запись схемы в тетрадь | |
Слайд 15 Характеристика планет земной группы Меркурий |
Сообщение 1-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайд 16 Венера |
Сообщение 2-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайды 17-19 Земля |
Эвристическая беседа: обсуждение
уникальности планеты Земля Выводы записывают в тетрадь |
|
Слайд 20 Марс |
Сообщение 3-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайды 21,22 Астероиды |
Беседа с учащимися | |
Слайд 23 Метеориты |
Беседа с учащимися | |
Слайд 24 Кометы |
Беседа с учащимися | |
Слайд 25 Планеты – гиганты Вопросы к учащимся Юпитер |
Ответы на вопросы Сообщение 4-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) |
|
Слайд 26 Сатурн |
Сообщение 5-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайд 27 Уран |
Сообщение 6-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайд 28 Нептун |
Сообщение 7-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайд 29 Плутон |
Сообщение 8-го учащегося, просмотр видеофрагмента (через гиперссылку на папку с видеофрагментами из Библиотеки наглядных пособий: “География 6-11 классы”) | |
Слайд 30 Предварительное обсуждение общих черт сходства и различия между планетами Солнечной системы по вопросам Выводы |
Запись выводов в тетрадь | |
Слайд 30 Подведение итогов путешествия, благодарность учащимся |
||
Слайд 31 Домашнее задание Прощание с учащимися |
Запись домашнего задания |
Приложение 1. Презентация к уроку
Приложение 2. Видеофрагменты “Планеты Солнечной системы”
Литература:
- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева “География: Землеведение”, 6 класс, М., Дрофа, 2009 г.
- Н.Н. Петрова, Е.Е. Гусева, Т.В. Лихолат “Земля – планета Солнечной системы”: учебное пособие, М., Дрофа, 2004 г.
- М.С. Смирнова “Тесты по географии”, М., “Экзамен”, 2009 г.
- 1С Образовательная коллекция “География 6-10 класс”: библиотека наглядных пособий, Республиканский мультимедийный центр, 2005 г., ЗАО “1С”, 2005 г.