Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. В игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся по изученному разделу Истории Древнего Мира: Древний Восток.
  2. Прививать интерес к изучению истории древности.

На доске эпиграф:История: ... расширяет пределы нашего собственного бытия; творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.”

Н.М.Карамзин

Ход урока

Организационный момент:

Учитель знакомит учащихся с темой и целями игры, объясняет правила и систему оценивания. Представляет жюри и команды.

Игра состоит из раундов:

1. Разминка: "Найди правильный ответ".
2. "Спешите видеть!".
3 . "Кроссворд".
4. "Кому принадлежат слова?"
5 . "Сосчитай".

  • "Вперёд, капитан!".
  • "Гонка за лидером".

Раунд первый

Разминка: 'Найди правильный ответ"

(1 балл за правильный ответ).

Вопросы командам задаются поочерёдно.

  • Тутанхамон был царём – Ассирии, Египта или Индии?
  • Знаменитые "Ворота ИШТАР" были сооружены архитекторами китайского народа, египтянами или в Древнем Вавилоне?
  • “ Блуждающей рекой” называли в древности – Нил, Ганг или Хуанхе?
  • Шелковичных червей для производства шёлковых тканей и нитей разводили – в Междуречье, Китае или Египте?
  • Родиной шахматных игр были – Персидское царство, Древний Вавилон или Индия?
  • Знаменитая Нефертити была царицей – Вавилона, Китая или Египта?
  • Кастовый строй в древности сложился – в Междуречье, Египте или Индии?
  • Система шадуфов для подъёма воды при поливе посевов была создана Вавилоне, Индии или Египте?
  • На чём писали в Древней Индии – на папирусах, на глиняных дощечках или на пальмовых листьях?
  • Бумага была изобретена в – Китае, Египте или Двуречье?
  • Сахарный тростник умели выращивать в Египте, Индии или Персии?
  • Первый алфавит был создан в – Китае, Ассирии или Финикии?

Раунд второй

"Спешите видеть"

(5 баллов).

Ведущий показывает командам иллюстрации (5-7 секунд).

Вопрос: Назовите это знаменитое сооружение. В какой стране возводилось? Для чего предназначалось?

(Можно использовать учебные картины: “Египетские пирамиды”, “Великиая китайская стена”, предварительно закрыв название, или на выбор учителя).

Ответы:

1. Египетские пирамиды. Египет. Это гробницы фараонов.

2. Великая китайская стена. Китай. Защита от набегов гуннов с севера, чтобы обезопасить торговые пути.

Раунд третий

"Кроссворд"

(3 мин. 10 баллов,10 слов).

1-я команда: кроссворд "В Древнем Египте".

2-я команда: кроссворд "На берегах Тигра и Евфрата".

(Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, стр. 37, 47)

Раунд четвёртый

"Кому принадлежат слова?

(10 баллов).

  • "Я .... царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны".

Ответ: Хаммурапи царь Вавилона, законы.

  • "Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей. Но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться. Так думает человек благородного образа мыслей"

Ответ: Китайский мудрец-философ Конфуций.

Раунд пятый

“Сосчитай”

(5 баллов, 2 мин.)

Задание 1-й команде: Сколько тысяч лет назад произошло объединение Китая в единое государство?

Ответ: (221 + 2010 = 2231 год назад)

Задание 2-й команде: Сколько тысяч лет назад персами был взят Вавилон?
Ответ: (538 + 2003 = 2548 лет назад).

Каждой команде выдаётся карточка с заданием и пояснением: начертить "линию времени", отметить начало нашей эры, нынешний год, даты по истории Древнего Мира, затем произвести вычисления.

Раунд шестой

"Вперёд, капитан!"

(1 балл за правильный ответ).

Задание: Капитаны поочерёдно на каждый шаг называют любое географическое название стран Древнего Востока.

(Например: Нил, Фивы, Мемфис, Средиземное море, Красное море, Тигр, Евфрат, Вавилон, Ниневия, Ассирия, Финикия, Тир, Гималаи, Инд, Ганг , Китайская равнина, Янцзы, Хуанхэ, Иерусалим, Индостан, Индийский океан).

Перед последним раундом жюри объявляет, сколько баллов в течение игры набрала каждая команда.

Раунд седьмой

"Гонка за лидером"

(1 балл за правильный ответ)

Каждой команде предлагается ответить на десять вопросов поочерёдно.

  1. В древних религиях, приносимый в дар божеству предмет или живое существо. (Жертва)
  2. Устье Нила с его разветвлениями. (Дельта)
  3. Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского фараона Тутанхамона. (Золото)
  4. Прибор, указывающий направление на север, изобретённый в Древнем Китае. (Компас)
  5. Столица Древнего Египетского государства. (Мемфис)
  6. Столица Ассирии– "Логовище львов". (Ниневия)
  7. Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника. (Папирус)
  8. Какую страну Древнего Востока называли "Страной двух рек"? (Двуречье)
  9. Значок египетского письма. (Иероглиф)
  10. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов? (Финикийский алфавит)
  11. Богато украшенный гроб из дерева или камня. (Саркофаг)
  12. Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс)
  13. Какая армия в 8 веке до н.э. была самой многочисленной и сильной в мире? (ассирийская)
  14. В каком городе Древнего Двуречья находилась библиотека глиняных книг? (Ниневия)
  15. Книга из папируса, свёрнутая в трубку. (Свиток)
  16. Служитель богов в храме. (Жрец)
  17. Вавилонский царь – законодатель. (Хаммурапи)
  18. Знаменитый фараон – завоеватель. (Тутмос)
  19. Как называют властителей Египта. (Фараон)
  20. Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. (Столб)

Жюри подводит и объявляет итоги игры.

Награждается команда победительница (диплом, грамота), отмечаются самые активные игроки (оценки).