ВВЕДЕНИЕ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. ставит задачу создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся (с учётом реальных потребностей рынка труда в регионах); отработки гибкой системы профилей; кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и профессионального высшего образования. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Выделяется несколько моделей (вариантов) профильного обучения:
– модель внутришкольной профилизации;
– модель сетевой организации;
– специализированные общеобразовательные учреждения;
– универсальные (непрофильные) школы.
Основными требованиями для организации курсов по выбору на кульминационном этапе являются: профориентационная направленность курсов; краткосрочность и чередующийся характер; по форме это учебные модули; постепенность (а не единовременность) введения целого спектра разнообразных элективных курсов; затрата учебного времени.
Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию – явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.
Задачи изучения биологии состоит в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов различных царств живой природы, об их изменении.
Программа разработана в соответствии с образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Программа построена на содержательной основе раскрытии свойств живой природы, её закономерностей и многомерности разнообразия уровней организации жизни, особенностей разных сред жизни; на основе понимания биологии как науки и как явлении культуры.
ЦЕЛЬ биологического образования – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Практические работы ставят целью активнее познавать программный материал. Учитель может выбрать из предложенных практических работ любые или проводить их все. Эти работы можно проводить на уроке при изучении соответствующей темы или сгруппировать на специально отведённых “практических уроках”, предусмотренных учителем наряду с “теоретическими”.
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природе, к родине, а также к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному населению. Для этого в содержании каждой темы, особенно в разделе “Жизнь растений”, предложена тематика двух – трёх экскурсий по выбору учителя.
Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимальным содержанием по выбору учителя.
Курс имеет комплексный характер, включая основы различных биологических наук о растении и растительности: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от организменного уровня биосистем к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности. Сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития.
В современном мире экология как наука приобретает особое значение в связи с усилением воздействия человека на природу. Она уже не может считаться только наукой об отношениях живых организмов с окружающей средой. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экономических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом.
При преподавании школьных предметов имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.
Ряд “формул красоты” известен. Это – правильные геометрические формы: квадрат, круг, равносторонний треугольник и т. д.; это – законы симметрии. Можно привести множество примеров присутствия симметрии в окружающем нас мире. Симметрию легко обнаружить в природных и рукотворных формах. Эстетическое наслаждение, получаемое человеком при наблюдении совершенных форм предмета, объясняется не только выполнением законов симметрии, но и присутствием так называемой “божественной” пропорции, “золотого сечения” в соотношении частей, на которые предмет делится естественным образом. Соблюдение пропорций в природе, искусстве, архитектуре означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, скульптуры, здания. “Золотое сечение” являлось критерием гармонии и красоты во времена Пифагора и в эпоху Возрождения. Знания об этом уникальном отношении частей к целому продолжают наполняться новым содержанием, проникая в самые разнообразные области человеческих знаний. Одновременно с этим может быть найден подход к решению одной из задач воспитания экологической культуры – созданию целостной картины мира в сознании школьников.
В связи с вышеизложенным, элективный курс “Комнатное цветоводство” ставит следующую цель: показать, как понятия взаимосвязаны с окружающей средой, и дать школьникам базовые знания по выращиванию комнатных растений, уходу за ними, по растительному дизайну внутренних помещений.
Задачи:
- обеспечить педагогические условия для расцвета личности школьника с учётом его возрастных особенностей; развитие творческих сил, способностей и дарований;
- развивать гуманистические субъект субъектные отношения;
- формировать основанное на общечеловеческих ценностях и законах красоты мировоззрение учащихся;
- формировать устойчивый интерес к дисциплинам естественного цикла.
- способствовать формированию интереса к окружающей природе, среде обитания и мотиваций к познанию через использование биологических понятий;
- способствовать формированию качеств самостоятельности и самоактуализации;
- научить выращивать и разводить цветы, разрабатывать и выполнять дизайнерские проекты по озеленению отдельных участков внутреннего пространства помещений;
- способствовать развитию интереса к трудовой деятельности как виду творчества, формированию навыков гигиены и охраны труда при работе с растениями;
В процессе педагогической деятельности задействованы следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, проблемное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, самовоспитание, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалами).
Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:
- Индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения.
- Взаимного обучения, самообучения и саморазвития.
- Массовые мероприятия: экскурсии, творческие отчёты, участие в семинарах, конференциях, выставках и т.п
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности, лекции, консультации, лабораторную работу, опытную работу, самостоятельную работу, творческую проектную работу и т.п.
Эффективность обучения будет отслеживаться следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- срезы знаний, умений в процессе обучения;
- итоговый контроль.
Показателем эффективности обучения также будут повышающийся интерес к математике, биологии, черчению, творческая активность и результативность учащихся. Данный элективный курс “Комнатное цветоводство” предназначен для школьников 9-х классов и рассчитан на 17 часов.
Итоговый контроль предусматривает:
- в конце первого раздела – проверка первоначальных знаний умений и навыков по комнатному цветоводству.
Форма контроля – собеседование; (или можно провести в виде игры или заключительного урока-путешествия с Комнатными растениями, мероприятие в младших классах)
- в конце второго раздела – теоретическая подборка материалов по выращиванию цветов одного вида и её защита;
- в конце третьего раздела – защита воплощённого растительного дизайн проекта оформления избранного участка интерьера школы.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Раздел 1. Уход за комнатными растениями |
|||
1. |
Экология души. |
1 |
|
2. |
Микроклиматические условия выращивания комнатных растений Посуда и инвентарь |
1 |
|
3. |
Сезоны года и жизнь растений |
1 |
|
4. |
Косметические свойства комнатных растений |
1 |
|
5. |
Скорая помощь с зеленым листом |
1 |
|
6. |
Урок-игра |
1 |
|
3 |
3 |
||
Раздел 2. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений |
|||
1. |
Жизненные формы комнатных растений |
1 |
|
2 |
Семейство амариллисовые, тутовые |
0,5 |
0,5 |
3. |
Семейство ароидные, пальмы |
1 |
|
4. |
Семейство орхидные, аралиевые |
0,5 |
|
5. |
Семейство папоротники, марантовые |
0,5 |
0,5 |
6. |
Защита реферата |
1 |
|
3 |
2 |
||
Раздел 3. Цветочный дизайн |
|||
1. |
Подбор и приобретение комнатных растений |
1 |
|
2. |
Декоративные растения в интерьере вашего дома. Расположение комнатных растений |
1 |
0,5 |
3. |
Бонсаи |
1 |
|
4. |
Икбана |
1 |
1 |
5. |
Защита проекта |
1 |
|
4 |
2 |
Практическая работа. Как поливать и подкармливать комнатные растения. Световой и температурный режим. Почва и посуда для комнатных растений. Пересадка и размножение комнатных растений. Болезни и вредители.
Экскурсия в косметический кабинет и беседа с заведующим аптекой.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как появились растения, как составляются имена того или иного растения; должны знать строение растения; должны научится поливать и подкармливать комнатные растения; уметь правильно регулировать световой и температурный режим; должны знать какие почвы и для какого растения применимы; уметь выполнить пересадку растения; знать и уметь определить заболевание и вредителей комнатного растения.
Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.
Раздел II. Особенности выращивания и размножения различных групп комнатных растений.
В этом разделе рассматриваются растения, входящие в семейства: амариллисовые, аспарагусовые, марантовые, пальмы, папоротники, орхидные, ароидные, тутовые, аралиевые. Отличительные признаки этих семейств. Требования к уходу. Цветение, корни, удобрение, свет, размножение.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать отличительные признаки растений, входящих в определённое семейство и уметь по этим признакам классифицировать растения по семействам; знать основные требования к уходу за растениями определённого семейства и уметь ухаживать за ними; уметь определять заболевание и вредителей комнатного растения и уметь их устранять и предотвращать; знать, как размножаются растения того или иного семейства, и уметь это делать.
Раздел III. Цветочный дизайн.
Этот раздел знакомит обучающихся с применением геометрических преобразований (симметрия, зеркальное отображение, поворот) в цветочном дизайне. Построение плана комнаты. Основные понятия и виды дизайна. Цвет, освещение. Как подобрать растения для гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты. Разработка дизайнерских проектов этих помещений.
Знания и умения: Обучающиеся должны знать, как и где в комнатном цветоводстве можно применить геометрические понятия; уметь выполнять построение плана комнаты с учётом требований ГОСТа; уметь подобрать комнатные растения с учётом расположения и планировки квартиры для того или иного помещения; уметь составлять дизайнерские проекты гостиной, детской комнаты, кухни и ванной комнаты и осуществлять их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD – дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов, как на уроках, так и в процессе самообразования.
При изучении элективных курсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что "усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию"
Использованная литература:
- 1000 + 1 совет по уходу за комнатными растениями / Авт-сост. Е. Манжос.— Мн.: “Харвест”, 1999. — 432 с.
- В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова. Интегративно-дифференцированный подход в организации профильного обучения в сельской школе.
- Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство. Л., Колос 1977г.
- Журнал “Зелёный интерьер”, Издательство Зеркало, 2001г.
- Зонхильд Бишофф, Урсула Копп. Зимний сад. Планирование. Строительство. Выбор растений./Пер. с нем. – М.: БММ АО, 2002г.
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. М, Просвещение, 1986г.
- Интернет – источники: http://college.ru