О разработке открытого урока. Урок-ярмарка "Человек — предел планетарной эволюции"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • рассмотреть основные стадии эволюции человека; сформировать умение самостоятельной работы с литературой;
  • углубить и расширить представления учащихся о различных последствиях хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов;
  • заострить внимание на проблемах охраны природы.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколениями созидается
Век за веком Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Д. Голубкова.

Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. На протяжении истории различные мифологии, религии, философские школы пытались ответить на вопрос о происхождении человека…

История возникновения человека сложна и противоречива, много в ней “белых пятен” и неразрешенных вопросов.

Всего 15 тысяч лет назад человечество состояло из десятки бродячих “дикарей”. Спустя несколько тысячелетий число представителей “Гомо сапиенс” превратилось в устрашающую и непрестанно растущую величину – более 5 миллиардов человек.

Ни один вид животного мира не способен генетически перестроиться за столь короткий срок, какой понадобился человеку, чтобы совершенно изменить свой образ жизни.

Итак, на предыдущих уроках вы изучили происхождение организма, так изменившего внешний облик Земли. Давайте обобщим свои знания, проверим, как вы усвоили изученный материал.

Сообщается тема урока. Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка?

– Это большой торг, обычно с увеселениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно и то же время.

Сегодня у нас будут развлечения. Но самое главное на ярмарке – это торг и товар. Я покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – это знания. А также вы можете купить орудие труда, останки ваших предков и можете открыть свой собственный музей. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в банке.

Каждой команде раздается литровые банки.

Торговый ряд “Аукцион”

Класс заранее делится на 3 команды. Каждая команда готовит презентацию (в приложении №1), и защищают на уроке. (1 команда – “Древнейшие люди”, 2 команда – “Древние люди”, 3 команда – “Новые люди”).

План презентации:

  1. Внешний облик
  2. Образ жизни
  3. Орудие труда

Каждая команда на аукцион выставляют изготовленные своими руками орудия труда. Для того, чтобы получить орудие труда, участники аукциона отвечают на вопросы подготовленные членами данной команды.

За правильные ответы получают заработанную валюту, за неправильные – штрафные очки. Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются – дети сами излагают в том объеме, в котором он ими усвоен. Валюта и штрафы складываются в общую банку команды.

Торговый ряд “Эврика””

На столе разложены три разукрашенные коробочки, в этих коробках находится клад. Чтобы заполучить клад “юные антропологи” должны пройти препятствия (отвечают на вопросы). Пусть капитаны команд выберут одну из коробок. За правильный ответ получаю валюту, за неправильный – штрафные очки.

Задания первой коробки

  1. В каком периоде истории Земли появился человек?
  2. Каково научное название человека?
  3. Что такое рудименты?
  4. Среди какого вида людей возникло общество?
  5. Какие люди впервые использовали огонь?

Задания второй коробки

  1. К каким людям относят питекантропа?
  2. Какие люди жили в эпоху великого оледенения?
  3. У каких людей возникли социальные отношения?
  4. Какой человек стал именоваться человеком разумным?
  5. Какие стадии выделяют в процессе эволюции человека?

Задания третьей коробки.

  1. Что появилось раньше – общество или речь?
  2. К каким людям относится человек умелый?
  3. От кого произошли гиббоны, орангутанги?
  4. От каких обезьян произошли человекообразные обезьяны?
  5. Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

Торговый ряд “Гоминиды”

Установите соответствие. Что в переводе на русский язык означают названия людей?

  1. Проплиотек
  2. Парапитек
  3. Дриопитек
  4. Австралопитек
  5. Питекантроп
  6. Синантроп
а) “почти обезьяна”
б) “древесная обезьяна”
в) “южная обезьяна”
г) “обезьяночеловек”
д) “китайский человек”
е) “предобезьяна”

Ответ: 1-е, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 6-д.

Торговый ряд “Почемучка”

  1. Почему считают, что кроманьонцы достигли более высокого уровня развития по сравнению с неандертальцами?
  2. Почему Ф.Энгельс считал руку продуктом труда?
  3. Докажите, что все современное человечество принадлежит к одному виду Гомо сапиенс?
  4. Почему современных человекообразных обезьян нельзя считать предками человека?
  5. Назовите самых распространенных пороков нашего общества, которые могут превратить человека в животных?

Торговый ряд “Сюрприз”

Все мы любим сюрпризы. Пусть для вас сюрпризом станет приз зрительских симпатий. Победит тот, кто был более заметным на этом уроке. На ваших партах разложены листочки – карточки, напишите на этих листочках имя того, кто хорошо отвечал на этом уроке. Победителем будет тот, кто наберет больше очков. Участвуют все.

Торговый ряд “ Огонь”

Ученые утверждают: в двух проявлениях человек уникален в животном царстве – он пользуется речью и огнем. Использование огня утилитарно, но тяга человека к огню бессознательна, инстинктивна. Это единственный инстинкт, которого не знают звери. Инстинкт человека. Он возник у наших далеких предков и сохранился в сознании!

Каково было значение огня для древних людей?

Использовать плакаты нарисованные учащимися на тему: “Огонь – жизнь” и “Огонь – смерть”. За каждый правильный ответ получают валюту. Примерные ответы учащихся:

“Огонь-жизнь”

  1. Отпугивал хищников
  2. Помогал в пути
  3. Давал возможность готовить более вкусную пищу
  4. Использовали при изготовлении орудий труда
  5. Создавал у людей ощущение близости.
  6. Позволил расселиться по всей поверхности Земли
  7. Выжигание растительности, чтобы избавиться от лесов и расчистить место под луга и пастбища.
  8. Загон дичи

“Огонь – смерть”

  1. Опустынивание
  2. Ухудшение состояния почв
  3. Смена флоры и фауны
  4. Изменение климата
  5. Загрязнение атмосферы
  6. “Парниковый эффект”
  7. Глобальное потепление

Как вы понимаете выражение В. И. Вернадского “Человек разумный – это вид, способный к самоуничтожению”.

Окончательным выводом можно считать стихотворение В. Шефнера.

Человек

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую:
Нас мало, а она – одна!

Подсчитывается сделанные за время ярмарки вклады в банки и штрафные очки. Так определяется наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару – знаниям – состоятельными людьми. Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, такой:

1 место – все члены команды получают “5”.
2 место – 50% – “5”, 50% – “4”.
3 место – “4”.

Список использованной литературы

  1. Биология. Поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. 11 кл – Т. И. Чайка, Волгоград 2007г.
  2. Поурочные разработки по общей биологии. 9 кл – О. А. Петеляева, И. В. Сумсова, Москва 2006г.
  3. Уроки биологии в 11-ом классе. Развернутое планитование – О. В. Петунин, Ярославль 2003г.

Презентация

Рисунки