Применение скаутской методики в обучении

Разделы: Иностранные языки


Сейчас уже не режет слух западное слово “скаут”, как это было в начале XX в., когда появилась и стала популярной пионерская организация. Тогда никто их тех, кого возмущала эта зарубежная организация, что пионерия была создана по скаутскому шаблону, подогнанному к традициям коммунистической партии. Но обратилась я к данной теме не для того, чтобы искать сходства и различия между этими организациями. Меня заинтересовала методика, по которой работали скаутские, а позднее и пионерские руководители.

Будучи ученицей, я сама прошла школу скаутинга: сначала была разведчицей 3его, потом 2го разряда, стала старшей разведчицей, руководила стаей (отрядом малышей от 6 до 10 лет), потом отрядом, была помощником руководителя дружины. Сейчас, проработав несколько лет в школе, я заметила, что применение скаутской методики в обучении приводит к повышению успеваемости детей как в урочной, так и во внеклассной деятельности. Что же это за метод?

Очень часто в силу объективных, а так же субъективных причин мы, взрослые, не способны мобилизовать все ресурсы собственного воспитательного воздействия, предоставить разнообразные возможности для проявления всего потенциала ребенка, для актуализации всех его способностей и потребностей. А мы должны дать простор его творчеству, его энергии, разбудить его физический и интеллектуальный потенциал.

Скаутинг – это современная воспитательная форма, проверенная десятилетиями на практике, является наиболее приемлемой для внесемейного и внешкольного воспитания, дополняя то и другое.

Скаутский метод – это система прогрессивного образования через Обещание и Закон; учебу через практику; членство в малых группах, включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых), к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству… Скаутский метод может стать реальным помощником в формировании личности учащихся, моделью комфортного взаимоотношения с ними.

Баден-Пауэл, основатель скаутского движения, обладал двумя качествами, которые сделали его великим педагогом – глубоким пониманием детей и умением привить им любовь к тому, чему он учил. Все это не имело бы такого большого смысла, если бы не гениальная способность БП особо выражать свои мысли, когда он обращался непосредственно к молодым. Возможно, какие-то его выражения и высказывания могут показаться устаревшими, но большая их часть сегодня свежа и жизненна.

Идеи Баден-Пауэла не только выжили, но столь же своевременны, как и тогда, когда они были высказаны в первый раз:

  • Система патрулей, основанная на том, что сейчас называют “групповой динамикой” или “психологией малой группы”.
  • Основополагающий принцип Скаутинга – принцип самовоспитания, который в эпоху Баден-Пауэла уже витал в воздухе, поскольку целый ряд педагогов такой величины, как Е. Клапаред, М. Монтессори или С. Френе “открыли” его практически одновременно и независимо друг от друга.

Универсальность идей БП позволяет адаптировать его метод к культуре страны, в которой он применяется, ее традициям, потребностям общества. Скаутский метод обучения можно так же адаптировать к тому или иному предмету.

Во многих случаях школа уже не воспитывает, а только учит. В некоторых странах очень трудно найти учителя, который считал бы своей обязанностью делать нечто большее, чем просто наполнять головы учеников техническими знаниями о специализированном предмете. Учитель, который в добрые старые времена, знал, что он должен не только учить, но и полностью развивать личность ребенка через обучение математике, или другим предметам, в настоящее время исчезающий тип воспитателя.

Всякий родитель, у которого есть 13тилетний ребенок, знает, что невозможно вытащить его из дома после обеда, просто говоря ему, что это делается для его воспитания. Но если он пойдет куда-то по своей воле, то только потому, что это доставляет ему удовольствие. Поэтому педагог, желающий привлечь ребенка к какому-либо виду внеурочной деятельности, должен дать ему понять, что это будет интересно и принесет ему не меньшее удовольствие, чем, к примеру, просмотр телепрограмм или увлекательная компьютерная игра.

Гениальность Баден-Пауэла заключается в том, что он создал метод, который используется взрослыми как воспитательное средство организации свободного времени детей и молодежи в соответствии с их потребностями и интересами, молодежью же воспринимается как игра, удовольствие и место, где можно проявить самостоятельность, индивидуальность и независимость.

Скаутская организация имеет свой свод законов, т.е. перечень дисциплинарных требований, которые члены организации неукоснительно исполняют. И здесь мне бы хотелось бы выделить именно понятие “дисциплина”. Согласитесь, в наше время в школе дисциплины можно добиться либо строгостью, либо заработанным за многие годы авторитетом. Но что если предложить детям сыграть в некую игру? К примеру, эта игра может начинаться в тот момент, когда дети заходят в класс, по звонку. И по звонку же заканчиваться. И так из урока в урок. Дети привыкнут к тому, что в этом кабинете у них появляется собственная обязанность. И будут выполнять ее не по принуждению, а потому что им будет интересно.

Скаутинг имеет свои фундаментальные принципы, на которые, если присмотреться, должен опираться каждый преподаватель:

  • приверженность духовным ценностям и верности религии, которая их выражает, принятие вытекающих из этого обязанностей;
  • верность своей стране, терпимость и лояльность по отношению к другим странам и народам;
  • участие в развитии общества с признанием и уважением достоинства своих соотечественников и целостности окружающего мира;
  • использование педагогического метода развития и научения социальному поведению через адаптированные к различным возрастам программы, основанные на соответственных правилах; жизнь (общение) в малых группах, включающая прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовки (под руководством взрослых) к личной деятельности и ее развертывание в контакте с природой.

Цели скаутского движения так же схожи с целями школьного педагога:

  1. Здоровье. Сущность этой цели в формировании здорового тела, прекрасной физической формы и постоянного духовного равновесия.
  2. Формирование характера. Во всех возрастных группах должно происходить развитие всех сфер личности: особенно важна выработка характера и ценностных качеств каждого индивида через множество всевозможных упражнений на внимание, наблюдательность, запоминание, посредством конкурсов, дискуссий, географических исследований, изучения истории, путешествий, приобщения к культуре и искусству.
  3. Научение в деле и через дело. Молодые должны и могут планировать свою деятельность на разных отрезках своего жизненного пути. Они должны учиться преодолевать любые жизненные трудности. (Скаутинг – это воспитание инициативы и знания дела через опыт и приобретение способности сознавать себя и свое собственное дело.)
  4. Помощь другим (взаимопомощь). Научение жизни в группе и в обществе и привитие молодым духа и долга служить другим через конкретное, спонтанное и полезное дело.
  5. Поиск духовных ценностей в жизни. Помощь молодым людям, осознавая материальный мир, осуществлять поиск духовных ценностей, открывать значение явлений и событий окружающего мира, участвовать в них.

Скаутский метод – это, прежде всего, самоналагаемый кодекс поведения.

Педагогика Скаутинга базируется на учете таких элементов как игра, малая группа, природа, ответственность и удовольствие.

Игра – это удовольствие, энтузиазм и инициатива. Не существует более никакой другой формы для испытания этих чувств, кроме игры. Игры разнообразные: спортивная, интеллектуальная, драматическая техническая. Игра – это обращение к опыту, открытиям, воспроизведению и фантазии, уподобление, притворство, динамика, соревновательность, всегда сотрудничество.

Малая группа – это база организации деятельности.

Природа – стимулирует созидательные способности молодых людей в преодолении жизненных трудностей и удовлетворения жизненных потребностей.

Ответственность – проявление естественных обещаний и их выполнение в группе других и по отношению к другим, разнообразная адаптация в разновозрастных группах. Осознание себя и своих возможностей в среде сверстников и взрослых.

Удовольствие – момент счастья, комфорта, порождающий новые цели, мотивы, открытие новых путей к приключениям и трудностям.

Выше описанный метод я использую в руководстве секцией лингвистики. Учащиеся 5-11 классов выпускают газету “Кнопка” (школьное периодическое издание), используя различные приемы и методы написания статей, профессиональную верстку, фотографию, учащиеся 6-х классов издают приложение к газете; пишут научные работы на различные темы, связанные не только с иностранными языками, но и с историей, географией, культурологией; разучивают танцы, т.к. танец тоже язык – язык жестов, мимики, пластики. Работу мы распределяем на заседаниях секции исключительно по интересам, поэтому мне не приходится уговаривать ребят выполнять мои задания – они делают это с удовольствием.