Первые шаги в экологии. Внеклассное мероприятие "Помоги пернатым выжить"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Экологическое воспитание начинается именно с начальной школы. Современный младший школьник, став взрослым, войдет в жизнь, полную разнообразных проблем. Среди них немалое место занимают проблемы экологические, которые наши дети вынуждены, будут решать став взрослыми. Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. Человек – часть природы. Если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться. Тогда вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.

В основе внеклассных мероприятий лежат цели и задачи школьной программы по экологическому воспитанию. В рамках этой программы в прошлом учебном году мы провели несколько интересных экологических проектов.

Это “Разведка осенних примет” Такой проект может реализоваться на разных возрастных ступенях – как с детьми первого, так и второго, и третьего классов с учетом их возрастных особенностей имеющихся знаний, умений и навыков. Дети собирали информацию о приметах осени, разучивали стихи, песни, участвовали в конкурсе поделок “Золотая осень”. Подведение итогов проходило на празднике “Осень в Простоквашино”, где обсуждалась не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики. Какой класс оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет, что получилось не так, как задумывали.

В декабре прошел творческий проект “В защиту елочки”. Убедить людей в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней,– такова цель проекта. Мы провели конкурс на оригинальную замену живой ели в новогодний праздник. Ребята должны были сделать елочку из любого подручного материала. Весной прошла акция “Осторожно первоцвет!” Девиз этой акции – “Прикоснись к красоте сердцем” Цель его – позаботиться о численности исчезающих растений. В ходе проекта дети собирали информацию о весенних цветах, проводили анкетирование, делали цветы из бумаги, выпускали листовки, призывающие не рвать весенние цветы.

Подробнее хочу остановиться на операции “Кормушка”, которая проходит у нас каждый год. Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей “столовой” на школьной территории и рядом с домом. Сначала мы объявили конкурс на самую лучшую кормушку для птиц. В этом конкурсе приняли участие все ученики начальной школы. Кто-то смастерил из обыкновенной картонной коробки, кто-то сделал вместе с родителями добротную, крепкую из дощечек. Ученики 2 класса подготовили утренник “Помоги пернатым выжить”. Ребята рассказывали о зимующих птицах нашего края, о том, почему их надо подкармливать, какой корм лучше подходит той или иной птице. Дети обсуждали, где лучше разместить “столовую”, какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Открытие птичьей “столовой” проводили торжественно”, рядом со школой. Каждое утро дети насыпали корм. Вели наблюдение за птицами, делали зарисовки, фотографировали. Особую радость у детей вызывали стайки воробьев, ожидающие корм. Ребята замечали, что птицы привыкают к “столовой” и радуются, когда ученики приходили к ним. Такую работу обязательно нужно продолжить. В планах новые экологические проекты. В очередной раз можно убедиться, что экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно значимой. Ведь каждый проект маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ “ПОМОГИ ПЕРНАТЫМ ВЫЖИТЬ”

ЦЕЛИ: Познакомить детей с зимующими птицами.

Учить видеть сигналы тревоги в природе.

Воспитывать бережное отношение к птицам

Оформление: На доске изображен зимний пейзаж, елочка в снегу, береза. На снегу видны следы птиц.

Учитель: Отгадайте загадку

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Учитель: Зима на дворе. Кругом белым – бело! Предлагаю вам в этот морозный день отправиться на прогулку. Посмотрите кругом!

“Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы, какой – то гигантской книги. И кто не пройдет по ним, всяк распишется: “Был здесь такой – то”.

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что – то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы”

Ведущий. Ребята, как вы думаете, кто оставил следы на снегу? ( Птицы)

Ученик:

Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу.
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы -
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница-
Это прыгала синица
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.

(С.Муллабаев)

Познакомимся с ними поближе. Разгадаем птичьи секреты.

ВОРОБЕЙ

– Про мою птичку отгадайте загадку: Маленький мальчишка

В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.

СИНИЦА

Это шустрая, довольно красивая птичка. Спинка у нее зеленоватая, а брюшко ярко– желтое. На голове черная шапочка. Любит эта птичка полакомиться свежим салом.

ДЯТЕЛ

Носом в дерево ток, да ток,
Словно отбойный молоток.
На хвост опирается,
К жучкам подбирается.
А красная шапка
Никак не свалится.

Ведущий. Правильно, это дятел. Его еще называют лесным доктором. Язык у дятла длинный и гибкий. Дятел просовывает его в узкие щели и извлекает оттуда добычу.

ПОПОЛЗЕНЬ

А эта птичка размером с воробья.

Голубая спинка,
Ржавенький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок.
Поползень вертлявый
Лазит вверх и вниз:
В ствол залез, дырявит,
Клювом вниз повис.

Ведущий. А вот и северные гости пожаловали.

СНЕГИРЬ СВИРИСТЕЛИ
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристели
Прилетели свиристели,
Песни Севера запели.

– С первым снегом тут как тут!

Родина снегирей – хвойные леса северной тайги. В конце осени они прилетают на зимовку в наши края.

– Как вы думаете, чем питаются эти птицы зимой? (семенами, которые остались на прошлогодних растениях; жучками, спрятавшимися в коре, северные гости очень любят рябину, калину)

– Что для птиц страшнее: голод или холод? (страшнее всего голод)

Стихотворение “ Как птице перезимовать” К. Мухаммади

1.Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда.
Они в грозу, и в град
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
– Но кто же им дает приют
Когда снега метут?
3.К их перышкам взерошенным
Не пристают снежинки.
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям
Как бы крутя скакалки.
4. Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда друзьям приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летает все слабей
Ворона, галка, воробей.
2. Бывают птицы разные
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму,
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

Ведущий. Действительно, зимой птицы часто голодают. Особенно трудно им во время снегопада, метели, сильного мороза. Синички с началом холодов теряют десятую часть собственного веса. Из десяти синиц выживают только две.

Стук в дверь. Входят две “птички”, прижавшись, друг к другу.

1-я. Милый друг – человек!
Дай чего – нибудь поесть,
Очень зябко, дует вьюга,
И мороз совсем окутал.
Нам бы только продержаться,
До весны совсем чуть-чуть.
2-я. А весной наступит чудо,
Зацветет земля повсюду.
И тебе, милый друг,
Запою я песнь свою.
Только ты меня спаси,-
Накорми, не погуби!

Ведущий.

Ребята, как же нам помочь птицам в зимнее время? ( Нужно смастерить кормушки)

Демонстрация кормушек разных видов. Ребята показывают разные виды кормушек. Рассказывают, как делали, из какого материала.

Ученик.

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

Ведущий. Давайте, ребята, составим “меню” для нашей птичьей столовой.

Как вы думаете, какой корм нам понадобиться?

– Основные зимние корма: несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника, а также сушеные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба.

Ни в коем случае нельзя давать птицам черный хлеб. Он вызывает понос, что означает для птиц верную гибель

И самое главное, ребята. Если вы начнете подкармливать птиц, то не бросайте это доброе дело до самой весны. Птицы привыкнут к вам, и будут прилетать каждый день, надеясь на вашу помощь

Чтобы подвести итог нашей встречи и узнать, были ли вы внимательными, отгадайте кроссворд.

1.Любительница свежего сала. (Синица)
2. Птица, которая ползает по стволу дерева. ( Поползень)
3. Особа всем известная,
Она крикунья местная
Увидит тучку темную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона… (Ворона)
4 .Какая птица выводит своих птенцов зимой. (Клест)
5. В названии этой птицы спряталось снежное слово. (Снегирь)
6.Этой ягодой любят лакомиться снегири, свиристели. (Рябина)
7. Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)

Ведущий. Какое слово получилось у нас по вертикали? СПАСИБО

По небу весело скользя
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Ученик.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

(А. Яшин)

Кроссворд

          1. С И Н И Ц А  
      2. П О П О Л З Е Н Ь
3. В О Р О Н А            
    4. К Л Е С Т          
  5. С Н Е Г И Р Ь        
      6. Р Я Б И Н А      
        7. С О Р О К А    

Литература

  1. В.Бианки Книга зимы.
  2. И.В.Цветкова Экология для начальных классов Ярославль “Академия развития” 1997.
  3. А.А.Форощук, Н.Е. Форощук Природоведение Сталкер, 1999.