Урок по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; остановившись на анализе и изучении рассказа “Зелёная лампа”, рассмотреть систему образов, подчеркнуть особенности рассказа в композиционном плане и определить тему и идею рассказа “Зелёная лампа”.
  • развивать умение анализировать художественное произведение: давать
    характеристику героям, сопоставлять факты и делать самостоятельно выводы, формировать собственное отношение к событиям и героям рассказа.
  • на примере жизни А.С. Грина и текста его произведения воспитывать
    лучшие человеческие качества.

Ход урока

I. Организационный момент, объяснение целей и задач урока.

II. Переход к теме урока.

“Если отнять у человека способность мечтать, то отпадает одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить”.

(А.С. Грин)

I. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Грина. Лекция – доклад.

Александр Степанович Гриневский – Александр Грин (1880-1932) – прожил тяжёлую жизнь. Всё в ней, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек, не запятнав, пронёс через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

С детства у Грина была отнята любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь порою невыносимой. Он старался уйти от неё, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем “дрянью и мусором” каждого дня. Грин погружается в чтение.

Максим Горький в книге “Мои университеты” напишет: “Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы только потому, что позволяют им забыть на час времени тяжёлую, но привычную жизнь”. Эти слова Горького целиком можно отнести к Грину. Чтение уносило Александра от серой действительности, и где-то за чертой серого горизонта для него сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав, там жили люди, коричневые от солнца, – золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины.

Александр Степанович Гриневский родился в 1880 году в городе Слободском недалеко от Вятки в семье ссыльного поляка. Отец его, Стефан Евзибиевич, поляк, дворянин, 16-летним юношей был сослан в Сибирь за участие в восстании против царизма в 1863 году. Отец работал счетоводом в больнице, от бед и лишений пил. В семье часто бранились. Саша страдал, когда его оскорбляли, но обид не прощал и яростно защищался. Это в нём осталось навсегда: крайняя чувствительность, гордость, непокорство.

С большим трудом отдал отец Грина в реальное училище. Из училища Грина исключили за невинные стихи о своём классном наставнике. Отец жестоко избил его, а потом несколько дней обивал пороги у директора училища, унижался, ходил к губернатору, просил, чтобы сына приняли обратно, но ничего не помогло. Отец пытался устроить Грина в гимназию, но его и туда не приняли. Пришлось отдать сына в городское училище (закончил в 1896 году). Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился плохо, но запоем читал Майн Рида. Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио. (Словарно-лексическая работа по учебникам-хрестоматиям, стр. ). Пробовал писать стихи.

Мать умерла, когда мальчику было 13 лет. С 11 и до 15 лет Саша перепробовал много ремёсел: был переписчиком, чертёжником, переплётчиком, но ни к чему душа его не лежала. Жизнь круто изменилась в 16 лет, когда Александр на пристани увидел 2 юношей в форме матросов. С этих пор мечты о морской службе, о приключениях завладевают юношей, и он уезжает в Одессу, к морю, полный радужных надежд.

После смерти матери отец женился вторично на вдове псаломщика. У мачехи родился ребёнок. Семье Грин был в тягость. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался со своим угрюмым сыном, ни разу не испытавшим ни отцовской ласки, ни любви.

Но жизнь сурова: приехав в Одессу, неделями он бродит по порту, просится матросом на корабли, но его высмеивают и гонят: какой матрос из хилого юноши с мечтательными глазами?

Лишь однажды Александру повезло, когда взяли учеником без жалованья на пароход, но всего лишь два рейса сделал юноша: из Одессы в Батум и обратно. Гриневский понял, что карьера моряка ему не удалась. В поисках удачи едет на Урал, работает золотоискателем, плотиком и лесорубом. Он скитается, бродяжничает по России. Голод, нищета, болезни преследуют Гриневского, и всё же романтика скитаний привлекает его. Как сын дворянина, он не подлежит призыву, но, чтобы хоть как-то прокормиться, идёт в солдаты, о чём позже напишет: “Моя служба прошла под знаком беспрерывного и неистового бунта против насилия”.

В 1902 году примкнул к эсерам, с их помощью бежал из армии. Занимался революционной работой, мечтая о подвиге ради народа. Был арестован в 1903 году за пропагандистскую работу среди матросов. Тюрьма после освобождения по амнистии 1905 года, снова схвачен в Петербурге. В 1906 году выслан на четыре года в Сибирь, в Туринск, откуда через четыре месяца сумел убежать и пробраться к отцу в Вятку. С чужим паспортом, добытым отцом, опять пробирается в Петербург. Первый его рассказ “Заслуга рядового Пантелеева” (подписан А. С. Г.) был конфискован в типографии и сожжён полицией. Псевдоним А. С. Грин впервые появился под рассказом “Случай” в петербургской газете “Товарищ”. В 1908 году вышел первый сборник “Шапка-невидимка” с подзаголовком: “Рассказы о революционерах”. В 1912 году Грин вновь арестован, уже за проживание по чужому паспорту, опять сидел в тюрьме, а потом отбывал ссылку в Архангельской губернии. Продолжает писать, и где-то в глубине его сознания гнездится надежда на романтическое приключение, на “взрыв скучной действительности”. Грин поэтизирует бескорыстие, честность, стремление к совершенству. Этими чертами наделены его любимые герои.

Революцию 1917 года встретил с восторгом, надеясь на перемены к лучшему в жизни. Служил в Красной Армии связистом, но тяжело заболел сыпным тифом, еле выжил. Выйдя из больницы, полубольной, голодный, бродит по Петрограду в поисках тепла и хлеба. Появляется неотступная мысль о самоубийстве, но спасителем явился М. Горький. По его ходатайству Грину выделили комнату и паёк. Позже, по ночам, вспоминая тяжёлую жизнь и помощь М. Горького, Грин плакал от благодарности.

В мае 1924 года Грин поселился в Феодосии, где прожил 6 лет и написал знаменитые романы “Бегущая по волнам”, “Золотая цепь”, “Джесси и Моргиана”, “Дорога никуда”, а также 3 повести и более 40 новелл.

В 1930 году Грин переезжает в Крым, где провёл последние годы жизни вдвоём с женой Ниной Николаевной (кстати, ей он посвятил книгу “Алые паруса”, 1923г.) Александр Степанович тяжело заболел. За несколько дней до кончины он получил свою напечатанную последнюю книгу “Автобиографическую повесть”. В 1932 году писателя не стало.

II. Работа с наглядным материалом из серии “Приглашаем па экскурсию. Дома – музеи”: планшет “Страна Гринландия”. Рассказ о доме-музее

А. С. Грина в городе Феодосии.

III. Беседа по вопросам, которая подводит итог первой части урока и играет роль связующего звена от изучения жизни к анализу художественного
произведения.

  • Нужны ли нам сейчас такие неистовые мечтатели, каким был Грин? Обоснуйте свой ответ. (Да, нужны, ведь если отнять у человека способность мечтать, то жизнь наша станет бесповоротно серым, тоскливым существованием).
  • Актуальны ли сегодня произведения Грина? (Произведения Грина актуальны, они помогают читателю жить, воодушевляя его идеей: если человек желает быть счастливым, то он будет счастливым.)

IV. Наше мнение совпадает с мнением К. Г. Паустовского. Давайте прочитаем заключительные строки из статьи К. Г. Паустовского “Жизнь Александра Грина”.

Работа с учебниками стр. Выразительное чтение заключительных строк из отрывка по статье К. Г. Паустовского “Жизнь Александра Грина”.

V. Работа аналитического характера по рассказу А. С. Грина “Зелёная лампа”.

а) Работа над образами и особенностями композиции. Беседа по вопросам:

Замечательного рассказчика, романтика, мечтателя А. Грина нужно читать всегда, чтобы уберечь “своё сердце от постарения”. И я бы сказала, от чёрствости и равнодушия. (Вопрос на выявление восприятия). Понравился ли вам прочитанный рассказ? Что привлекло ваше внимание?

Каково ваше первое впечатление о рассказе? Заслуживает ли кто-то из героев этого произведения нашего осуждения? Если да, то почему? (Осуждения заслуживают Реймер и Стильтон. Они – богатые люди, привыкли к кутежам, развлечениям, купленным за деньги. Душа их опустошилась и очерствела, они думают, что при помощи денег можно достичь всего, что пожелаешь.)

Вы подметили один из важных моментов рассказа “Зелёная лампа”: автор хочет донести до читателя мысль о том, что богатство материальное для человека не всегда благо. Это открытие в мировой литературе А. Грин сделал не первый, но рассказал об этом по-своему. Посмотрим, как. (Построение сюжетно-композиционной схемы)

Экспозиция Завязка –

“У меня явился интересный замысел” Развязка –

(Стильтон) “Позвоните…” (Джон Ив)

1 часть рассказа 2 часть рассказа

1921г. 1928г.

  • С чего начинается повествование?
  • Для чего нужна экспозиция?
  • Как дальше идёт повествование?

– Что можно считать завязкой? (Замысел, который появился у Стильтона: “У меня явился интересный замысел”...)

  • Как далее развивается действие?

– Какие особенности в композиции данного произведения вы могли бы отметить? (Особенности композиции рассказа А.С. Грина “Зелёная лампа”:

1 .Основным приёмом повествования является антитеза

(противопоставление);

2.Повествование прерывисто, фрагментарно)

  • Как история Джона Ива, данная в начале рассказа, характеризует этого героя?
  • Стильтон говорит Реймеру: “...Дурак, купленный дёшево, в рассрочку надолго. Он сопьётся от скуки или сойдёт с ума, но будет ждать, сам не зная чего”, – отпуская в адрес Джона Ива колкости. Соответствует ли данное высказывание характеристике Джона Ива?
  • Что спасает Джона Ива от той будущности, которую нарисовал  для него Стильтон в своём воображении? (Книги и настойчивость, стремление сделать самому свою жизнь богатой).
  • О чём свидетельствуют такие моменты повествования о Джоне

Иве, как: работа героя в больнице для бедных, помощь Стильтону в трудную минуту? (Джон сберёг в себе самое главное – человеческое сердце, он способен откликаться на чужую боль, этот герой не способен на мщение).

– Что хотел сказать автор своему читателю образом главного героя?

    • Какова идея этого рассказа? (Грин хотел показать, что во имя достойной цели человек может преодолеть обстоятельства, творческие возможности каждого неиссякаемы: человек может всё! “Если желание сильно, то исполнение не замедлит”, – сказал Ив – герой рассказа “Зелёная лампа”).
    • Какова тематика рассказа? (Тематика рассказа “Зелёная лампа”:

1) тема человеческой личности;
2) тема человеческих взаимоотношений).

III. Подведение итогов. Выводы. Домашнее задание.