О чем рассказывают вещи. Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цели:

  • развитие исторического мышления и понимания динамики, изменчивости социального события, явления, факта;
  • сравнение одежды, предметов обихода современного человека и его далекого предка;
  • совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;
  • развитие учебно-познавательных умений сравнивать и обобщать;
  • развитие коммуникативных умений: участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях;
  • развитие общей культуры и детской эрудиции;
  • воспитание патриотизма, эмоционально-положительного взгляда на мир.

Тип урока: урок – поиск.

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой “Окружающий мир”, 3 класс, с. 112–115; рабочая тетрадь; проектор, экран, ноутбук, магнитная доска, таблички с названием страны в разные исторические времена: “Древняя Русь”, “Московская Русь”, “Российская империя”; иллюстрации с изображением женской одежды, фотографии с экспонатами этнографического музея, карточки для индивидуальной работы; карточки со словами “будуар”, “онучи”, “ одёжа”, “ассамблеи”.

Слайды составлены на основе отсканированных иллюстраций учебника “Окружающий мир” и фотографий, сделанных в этнографическом музее города Астрахани.

2. Тема урока. О чем рассказывают вещи. 3. Музей этнографии. 4. Дети в музее этнографии.
5. Дом крестьянина. 6. Горница боярина при царе Иване Грозном. 7. Гостиная. 8. Кабинет. 9. По одежке встречают… 10. Князь, боярин, крестьянин в онучах и лаптях. 11. Лапти. 12. Рубаха.
13. Старинные пояса с пряжками. 14. Амулеты, обереги. 15. Священный знак Солнца. 16. Эти обереги охраняли дом . 17. Кольца охраняли семейную жизнь. 18. Ассамблеи. 19. Заграничные наряды русских женщин ХVIII–ХIХ веков. 20. Предметы старины – экспонаты этнографического музея города Астрахани. 21. Как прежде надо дружно жить.

Слайд 2. Тема урока. О чем рассказывают вещи.

I. Организация класса.

Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.[2]
А преданья старины забывать мы не должны.

– Сегодня на уроке окружающего мира продолжаем работать по теме: “О чём рассказывают вещи”.

1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

2. Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работа.[3]

– Ребята, где вам удалось увидеть “наших прадедов работу”?

Слайд 3: Музей этнографии. Культура и быт народов.

– Правильно, вы смогли увидеть предметы старины глубокой во время экскурсии в Астраханском государственном музее – заповеднике этнографии.

Слайд 4: Дети в музее этнографии.

3. Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны,
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.[4]

4. А теперь они в музее,
Чтобы все на них смотрели.
И гордились стариной,
Так, как я и мы с тобой.[4]

Цель нашего урока: узнать “для чего они нужны, чем полезны и важны человеку раньше были, что за службу сослужили” предметы старины. Во время поиска необходимых знаний вашими помощниками станут: учебник, иллюстрации и толковый словарь в учебнике, фотографии, сделанные в музее, рассказы экскурсовода музея. В конце урока будут выявлены лучшие “Знатоки предметов старины глубокой”.

II. Актуализация знаний. Блиц – опрос изученного материала.

– Как называли нашу страну в разные исторические времена?

Древняя Русь.
Московская Русь.
Россия, Российская империя.
СССР (РСФСР)
Россия, Российская Федерация

– Кто правил страной в Древней Руси? (Великий князь.)
– Кто стал первым русским царём? (Князь Иван IV Грозный, 1547 г.)
– При каком царе Россия стала империей? (Петр I , император.)

Проверка домашнего задания (учебник Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой “Окружающий мир”, 3 класс, с. 109–111)

Слайд 5: Дом крестьянина

Задание: Сравните комнаты в разных домах.

– Чей это дом? Почему вы так думаете?
– О чём могут рассказать вещи хозяина дома? (Бочка для воды, посуда, лавки, стол, икона, чисто, бедно, скромно.)

Слайд 6: Горница боярина при царе Иване Грозном

– Кому может, по вашему мнению, принадлежат эта комната?
– Откройте рабочие тетради, скажите, какую комнату называли горницей?

Горница – это самая большая и светлая комната, в которой обычно собиралась вся семья.

– Чем отличается горница боярина от комнаты крестьянина?
– Какие еще комнаты были в богатом доме?

(Диванная – для отдыха, музыкальная для слушания музыки, кабинет, библиотека, буфетная с посудой, столовая, будуар – комната хозяйки дома для приема друзей, спальни, детские.)

Слайд 7: Гостиная

Как называется такая комната? Какие вещи вы видите в комнате?
О чём они могут рассказать?
– Для чего предназначалась гостиная?

Гостиная – это большая комната в богатом доме для приема гостей.

Слайд 8: Кабинет.

– Чем занимались в кабинете?
– Какие вещи в комнате помогают догадаться об этом?
– Все ли богатые люди были “рабами вещей”?
– Многие тратили свои богатства на строительство больниц и школ, собирание библиотек, коллекций картин, которые потом дарили своему городу.

Вывод: вещи рассказали о том, кому принадлежат и для чего служат эти комнаты.

Знакомство с новой темой “По одежке встречают…”

Слайд 9: По одежке встречают…

1. Путешествие во времени.

– Посмотрите, как одевались люди в разные исторические эпохи (длительный промежуток времени).
– Сравните одежду русских людей разных сословий (слоев общества): князей, крестьян, бояр, дворян.
– В наши дни старинный костюм вызывает восхищение и изумление. В избе крестьянина создавалось и жило “чудо чудное, диво дивное” – народный костюм. Это была не просто одежда, а сказка.

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Слайд 10: Князь, боярин, крестьянин в онучах и лаптях, в тулупе.

– Кто мог носить такие костюмы? (Гипотезы детей.)

Поиск ответа в учебнике (с. 113)

(Князья, боярин 16–17 веков, крестьянин.)

Слайд 11: Лапти.

Загадка.

– На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым? (Липа)[4]
– За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей из лыка.

Лыко – это тонко надранные ленты из липы.

4. Поиск значения слова в толковом словаре (учебник, с. 154).

– Что такое онучи?
– Онучи – длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги при ношении лаптей или сапог.

Одновременно сильные ученики выполняют индивидуальную работу по карточкам.

Проверка индивидуальной работы (задание на карточках, выписано из учебника, с. 115).

Задание: Сравни слова порты, пороть, портной. Какие из этих слов употребляются сейчас? Какое из них “старше” других?

6. Проверка индивидуальной работы (с.115). Рубрика “Этот удивительный мир”

Задание: А что такое порты, знаешь? Да, конечно, похоже это слово на простое “портки” (брюки). В Древней Руси это слово обозначало любую одежду или кусок ткани, кожи. [5]

Слайд 12: Рубаха.

Рассказ учителя с демонстрацией практической работы.

– Рубаха – была основной частью костюма на Руси. Ее носили и дети, и женщины, и мужчины. Ученые считают, что слово “рубаха” происходит от слова руб так в древности обозначали кусок, обрывок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать).
– Как же появилась первая рубаха? Можно представить эту картину так. Берет хозяйка кусок ткани, перегибает пополам, вырезает отверстие для головы, подпоясывает веревкой – поясом. Вот и готова рубаха! Это уже позднее, через много – много лет люди научились сшивать одежду, вшивать рукава, воротник, украшать рубахи вышивкой или оборкой. <Рисунок 1.>

Задание: Рассмотрите на слайде и сравните рубахи: повседневная и праздничная.

– Чем они различаются?
– Только бедные люди носили простую холщовую рубаху (поиск значения в толковом словаре, с. 157), а богатые – шелковую.

8. Индивидуальная работа (задание на карточке, из учебника, с. 115).

Задание: Выскажи свое мнение: почему рубаху называют нательной одеждой?

9. Рассказ учителя.

Слайд 13: Старинные пояса с пряжками.

– Рубаху обязательно подпоясывали. Простые люди – сплетенным из ниток шнурком, а богатые – кожаным ремнем с ажурными пряжками. Кожаный ремень – дорогая вещь, но его старались приобрести все, потому что он считался знаком хозяина, воина, настоящего мужчины.

Вывод: Русская мужская одежда в старину должна была подчеркнуть мужественность, силу мужчины.

Составление рассказа – описания старинного женского костюма.

(Укаждой группы детей рисунки с изображением одежды разных слоев общества: крестьянки, княгини, богатых женщин ХIХ века.)

Задание: составьте рассказ – описание старинного женского костюма с использованием слов пояснений на элементах костюма. <Рисунок 2.> <Рисунок 3.>

Индивидуальная работа. Рубрика “Этот удивительный мир” (с.115).

Задание: Прочитай выделенные слова княгини с интонацией.

Можно ли сейчас употреблять слово “одёжа”? Ты, наверное, улыбнешься: конечно, нельзя! Это же не литературное слово! А вот, оказывается, в Древней Руси слово “одёжа” употреблялось. Представляешь, что даже княгиня говорила служанке: “Пойди, принеси мне одёжу!”[5]

Вывод: Женская одежда была широкая, свободная, наглухо застегнутая сверху донизу. Она подчеркивала скромность, мягкость, обаяние ее носительницы. По древней традиции, замужние женщины прятали “от дурного глаза” и позора свои волосы. Не принято было ходить простоволосой – это считалось неприличным. Выражение опростоволосилась – попала впросак, в нелепую ситуацию.

Молодые девушки оставляли непокрытыми свои волосы, подхваченные лентой, тесьмой. Вспомните пословицу: “Девичья коса – всему миру краса”.

Поиск значения слов в толковом словаре (учебник, с. 154, 155).

Простоволосая – так говорили в старину о женщине, голова которой не была покрыта (как полагалось) платком.

Неприличный – нарушающий правила общественного поведения (приличия).

Индивидуальная работа. Самостоятельный поиск значения слова в толковом словаре (учебник, с.150).

Задание: найди значение слова “амулет” в толковом словаре, подготовься к ответу своими словами (с. 150).

Полилог (коллективное обсуждение).

– Для чего люди украшали одежду? (приятно смотреть и носить, чтобы была красивой)
– Украшения на одежде были оберегами, они должны были оградить (уберечь) человека от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и всяких других бед.

Слайд 14: Амулеты, обереги. IХ век.

– Что такое амулет?

Амулет – предмет, который некоторые люди считают волшебным (магическим) средством против болезней, несчастий.

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы (предположения).

– Что могли изображать этими знаками?

Слайд 15: Священный знак Солнца (надпись появляется на слайде после выдвижения гипотезы и поиска ответа в учебнике).

Слайд 16: Эти обереги охраняли дом человека (надпись появляется на слайде после выдвижения гипотезы и поиска ответа в учебнике).

– Что охраняли эти обереги?

Слайд 17: Кольца оберегали семейную жизнь (надпись появляется на слайде после выдвижения гипотезы и поиска ответа в учебнике).

16. Поиск ответов в учебнике (с. 11) после показа слайдов 14, 15, 16.

Слайд 18 . Ассамблеи

17. Рассказ учителя.

– В начале ХVIII века царь Петр I приказал носить европейскую одежду и издал указ об ассамблеях – собраниях, торжественных вечерах. Приглашенные должны были являться со своими дамами. В одном зале танцевали, в других комнатах играли в шашки и шахматы, вели деловые разговоры, заключали сделки. А женщины хвалились друг перед другом своими заграничными нарядами.

Слайд 19: Заграничные наряды русских женщин ХVIII–ХIХ веков.

18. Самостоятельная работа в рабочей тетради (с. 13, № 27).

Задание: Постарайтесь по одежде определить, когда жили эти люди.

Соедините линиями рисунки с подходящими подписями.

19. Проверка самостоятельной работы.

– Кто жил в Древней Руси?

Слайд 20: Предметы старины.

20. Игра “Угадай предмет старины глубокой”. Поиск в кабинете фотографий с изображением старинных предметов – экспонатов этнографического музея, в котором побывали ребята перед проведением урока.

Задание: Посмотрите вокруг себя, найдите знакомые вам уже после посещения этнографического музея фотографии с изображением старинных предметов, расскажите о них в роли экскурсовода. <Рисунок 4.>

Сабан – татарский плуг.

Рубель – приспособление для глажения и выколачивания белья при полоскании.

Жернова – для обмолки зерна

V. Подведение итогов, задание на дом (с. 112–115, р/т )

– О чем рассказывают предметы “старины глубокой”?
– Кого, по вашему мнению, можно назвать лучшим “Знатоком предметов старины глубокой”?

Дополнительное задание:

– Какие предметы старины сохранились в ваших семьях?
– О чём они могут рассказать? Узнайте у взрослых членов вашей семьи.

Слайд 21: Как прежде надо дружно жить.

Как прежде надо дружно жить,
Казах, татарин, русский!
Россию нам нельзя делить
На мелкие улусы!
Земля родная, силу дай
И юноше, и старцу.
Живет в веках наш добрый край
На благо астраханцев.[6]

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. Москва. ИЦ “Вентана – Граф”. 2002.
  2. Федотова Ж. Историческая викторина. Методическая газета “Начальная школа”. № 9 май 2008.
  3. Волкова Т. А. Вспомним нашу старину. Методическая газета “Начальная школа”. № 11 июнь 2005.
  4. Щадрина Г. С. История старинных вещей. Журнал “Начальная школа” № 4 2008. с. 65, 66, 68.
  5. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учебник “Окружающий мир” 3 класс, с. 112–115.
  6. Стихи, к сожалению, были выписаны из какого-то источника, где не был указан автор, но были использованы на уроке, поэтому выражаем благодарность автору и приносим свои извинения.