Якутские национальные игры

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели:

  • Обучающие: научить упражнениям, которые развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость;
  • Развивающие: активное приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры;
  • Воспитательные: бережное отношение к здоровью и природе. Оборудование: проектор, колонки, магнитофон.

Инвентарь: 2 палки размером 70x70, 1 мяч, берестяная посуда 2 штуки, гимнастическая палка, мячи, салама, массажеры, коврики из конского волоса, картинки животных.

Ход урока

Содержание Доза Примечание
Организационный момент.
  • Очищение Санаа5ыт ыраас буоллун Кир-хах сыстыбатын Утуо – мааны дьон буолун Ба5а санаа5ыт ту о л лун! Домм! Домм! Домм!


     
  • Знакомство
  • Тема – дети проговаривают девиз “Будь сильным, смелым и метким, что охотником стать”
  • Дети знакомятся с правилами безопасного поведения во время игры.
1 мин.

 

 

 

1 мин. 1 мин.

– Мы сейчас по якутскому обычаю проведем очищения духа. Мы прошли через веревку “ситии” из конского волоса – называется “салама”. Салама – священная натянутая между столбами или деревьями. Привязыванние саламы к дереву – это связь духом природы. Прикасаясь к салама человек очищается от злых духов, сглаза и порчи. Наш урок будет связан с тематикой “Байаная”. Ноябрь месяц по якутскому календарю называют месяцем “Байаная – духа Охоты”

Во время урока будьте внимательны, выполняйте упражнения только после моего объяснения и должны строго соблюдать правила, которые будут при беге, игре, состязании. Комплекс общеподготовительных упражнений для развития подвижности плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов, стопы, позвоночника

I. Вводная часть.

Разминка – “Бег оленя”.

Упражнение “Охотники” – Становитесь, друг за другом на расстоянии вытянутой руки и идем по залу на полусогнутых ногах. В этот момент ребята должны стать и прыгнуть за добычей.

Упражнение “Убегающий зверь” дети прыгают через гимнастические палки и выполняют следующие движения: -прыгают через палку с места двумя ногами; – прыгают через палку двумя ногами стоя слева от палки или справа, делая хлопки в ладоши.

Упражнение “Убегающий зайчишка” – По команде ставят левую руку на пояс и делают круговые движения кистью на левом боку, имитируя включение. Затем они начинают прыгать на обеих ногах на одном месте и останавливаются через несколько секунд по команде учителя.

2 мин.

 

2 мин.

 

 2 мин.

 

 2 мин.

  • Наша разминка будет непростая. Начнем урок с бега по кругу. Класс стройся, направо, на месте шагом марш, раз, два, три.
  • Охотник из стада оленей выбирает оленя и должен попасть в него среди бегущих оленей. Сейчас выбираем охотника кто желает?. Дадим мяч и он должен попасть на оленя. (Звучит музыка).
  • Мы с вами – первобытные охотники отправляемся за добычей, нам очень трудно, нужно проявить ловкость, смелость и хорошую реакцию. Давайте проверим себя Во время обхода зала, показываю картинку с рисунком животного – заяц, лиса, волк, олень
  • В лесу зверь, увидев охотника чувствует опасность и старается убежать во весь упор. Будем повторять эти движения. Молодцы!
  • Заяц в наших лесах самый быстрый и шустрый. Пугаясь от каждого шороха, бежит быстро.
  • Как он убегает? – Ответы детей.
II. Основная часть – выполнения физических и нетрадиционных игр и состязаний прикладного характера, прививая детям физические и психические качества необходимые будущему охотнику.

1) Игра “прыжки по клетке” (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге,по считаем сколько кругов сделает каждый участник.

2) Игра “перетягивание пальцами” (кулуустээьии) – двое участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.

3) Игра “волк и жеребята” (боро уонна кулуннар) – все стоите друг за другом, взявшись за талии. Стоящий впереди, оберегает “стадо”. Остальные, не выпуская, рук прячутся за ним.

 

 

 

 

5 мин.

 

5 мин.

3 мин.

 

Мы сегодня будем играть якутские национальные игры. По представлению древних якутов, каждая гора, каждое озеро, дерево, река, огонь и все, что окружает человека, имеют свой дух (иччи). Хозяином леса является добрый и щедрый “Баай Байанай”, который покровительствует благодарным и нехвастливым охотникам. Цель игры: Не задевать пласты древесины, держать руки за спину. (Видеосюжет.)

Наши предки длинными зимними вечерами любили проводить игры на выносливость, силу и ловкость. А наша игра требует ловкости и цепкости пальцев. (Видеосюжет.)

В этой игре копируются действия волка, пытающегося, поймать жеребенка из стада. (Видеосюжет.)

 

Эстафета – разделение детей на две команды. Строимся по росту, по порядку рассчитайся.

1 игра – “Прыжки по кочкам”каждому пройти площадку перешагивая с кочки на кочку.

2 игра – “водопой” (ойбонтон уулааьын) – участник должен поднять предмет, с пола захватив ртом берестяную посуду

3 игра – “Петушиный бой” (ботууктэьии)с каждой команды поочередно подходите и становитесь друг против друга. Руки на уровне груди, складываем крест на крест. Прыгая, на одной ноге толкаете, стараясь заставить соперника потерять равновесие и стать на обе ноги.

4 игра – “Групповое перетягивание палки” – садимся на пол гуськом одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг о друга ступнями ног, остальные в каждой группе берут друг друга за талию, сцепляются пальцами.

Приложение

 

 


5 мин.

 3 мин.

 

3 мин.

 

 

 3 мин

 

Мы познакомся нетрадиционными играми, которые развивают ловкость, точность движений и выносливость. Теперь разделимся на две команды. Начинается эстафета “Ловкий охотник” (видеосюжет).

– Якуты с давних времен занимаются скотоводством. Зимой коров водят на прорубь напиться воды. Мы теперь в роли коровы, должны напиться с проруби. Должен поднять посуду неотрывая рук из-за спины – (видеосюжет).

 

 

 

 

 

(Видеосюжет.)

 

111. Заключительная часть –

Класс строится! Выполнение упражнений на релаксацию

Итог урока

 

1 мин.

 1 мин.

  • Под звуки хомуса будем массировать конским волосом наши уставшие руки, чтобы снять усталость. Включить игру хомуса. (Магнитофон.)
  • Какая игра больше понравилась? Почему?
  • Домашнее задание – закрепите игры.
  • Подводим итог эстафеты “ловкий охотник” на память о нашей встрече, хочу дать закладки для книг с крылатыми словами о здоровье.