Цель: Выяснить особенности правоотношений как вида социальных отношений.
Тип: Комбинированный: проверка основных понятий темы (викторина Презентация 1), изучение нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (Презентация 2).
Проверка понятий темы. Викторина.
Изучение новой темы. Слайд 1. (Урок можно проводить в кабинете информатики или в классе, оборудованном компьютерами, тогда каждый учащийся по ходу урока заполняет схему на компьютере Приложение 3, если нет такой возможности, то схему можно распечатать и учащиеся будут вписывать недостающее. Схема в готовом виде Приложение 4).
Слайд 2 Правоотношения – общественные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности
Беседа. В любом социальном отношении есть элементы. Назовите их. Слайд 3. Начнём с субъекта. Слайд 4. Почему он должен обладать правоспособностью и дееспособностью? Почему субъект “физические лица” расположен отдельно? Слайд 5. Когда возникает правоспособность и дееспособность у юридических лиц, органов государственной власти, государства? Слайд 6. (Заполнить схему.)
Работа с учебником. (Л.Н.Боголюбов. Право. Профильный уровень. М. “Просвещение”, 2008 г.) стр. 132–133. Прочитать, заполнить схему. Проверка задания Слайд 7.
Третий элемент правовых отношений “Содержание”. Вернёмся к определению правоотношения. Какие элементы содержания там выделены? Слайд 8. (Заполнить схему). Что такое субъективные права? Работа с Конституцией РФ статьи 30, 31, 32.2, 33. Слайд 9. Почему мы употребили слово “мера”? Слайд 10. Что такое “Юридические обязанности”? Работа с текстом (Приложение 5), заполнение схемы Слайд 11.
В содержание правовых отношений входят юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Слайд 12. Что такое событие? (Стихотворение Приложение 5) Обсудить, заполнить схему. Слайд 13. Что такое действие? Обсудить, заполнить схему. Слайд 14. Какие бывают действия? (Текст Приложение 5, примеры учебник стр. 130 2 абзац.) Обсудить, заполнить схему.
Закрепление: задания № 5, 6 учебник стр. 133–134.
Вывод по уроку. Слайд 15.
Домашнее задание: *14, эссе Слайд 16.