Цель урока: Изучить состав, строение и номенклатуру солей.
Задачи урока:
- образовательные: актуализировать знания учащихся по темам "Степень окисления", "Оксиды", "Основания", "Кислоты"; формирование практических умений: определять вещества разных классов с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, щелочей, соблюдая правила техники безопасности;
- развивающие: культура речи и письма, познавательных и общеучебных умений и навыков; развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, исследовательских и практических навыков, развитие критического мышления;
- воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира, умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: Словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Оснащение урока:
- презентация "Соли", компьютер, проектор, интерактивная доска, оборудование для лабораторного опыта: штатив с пробирками под номерами (кислота, щелочь, поваренная соль), индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин;
- раздаточный материал с планом и заданиями урока (информационный лист).
- СD "Виртуальная лаборатория"/ коллекция/ Щелочные и щелочноземельные металлы/CaCO3, MgCO3, MgSO4, Ca3(PO4)2, CaSO4 x 2H2O
- СD 1С: Образовательная коллекция. Химия. Базовый курс, 8-9 кл./раздел "Свойства неорганических веществ"/Щелочные и щелочноземельные металлы"/ соли щелочных металлов.
- СD 1С:Школа. Химия, 8класс/галерея/фотоальбом./Соли/Кислые, основные
Литература: Учебник О.С. Габриеляна "Химия 8 класс". Дрофа, М, 2007.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивационно-риентировочный этап.
Мы живем с вами в мире веществ и их превращений, поэтому должны знать не только состав и применение веществ, но и влияние их на организм человека и окружающий нас мир.
С некоторыми классами веществ вы уже знакомы и сегодня приступим к изучению соединений нового класса.
Эпиграф урока
"Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь :"
А. Дистервег
II. Вводная часть.Нацеливание на изучение новой темы.
Творческое задание учащихся:"Угадайте вещество" (слайд 3-4)
В чёрном ящике -
- Вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека.
- Это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке.
- В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг. этого вещества.
- Это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации.
- Говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.
- "Знаете ли вы, что:"(слайд 5)
- Толщина пласта соли в г. Соль- Илецк превышает 1,5 км.
- Поваренной солью, извлеченной только из морской воды, можно было бы засыпать всю сушу Земного шара слоем130 м.
- А для территории Европы этого количества хватило бы для слоя толщиной около 5 км.
Поваренная соль - представитель класса солей. Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Изучение веществ строится в логической последовательности: состав- строение -свойства- значение- применение.
Тема урока: Соли
(Учащиеся записывают тему урока, формулируют цели урока (по аналогии с изученными темами)).
Цели урока:
1. Познакомиться с новым классом неорганических соединений - соли.
2. Изучить состав, номенклатуру и классификацию солей.
III. Проверка знаний учащихся. Актуализация знаний о различных классах неорганических соединений.
- Какие классы веществ вам известны? (слайд 6)
"Интеллектуальная разминка"(слайд 7-11) интерактивное задание:
Установите соответствие между названием класса и его представителями.
- На основании анализа состава веществ, распределите их по группам, выявляя отличительные свойства каждой группы.Назовите каждое вещество.
- Проанализируйте состав оставшихся веществ, сравните их формулы с представителями других классов.
- Как распознать вещества, относящиеся к разным классам?
- Что такое индикаторы?
Экспериментальная задача (лабораторный опыт)(слайд 12)
У вас на столах в 3-х пробирках под номерами прозрачные растворы: соляная кислота, гидроксид натрия и поваренная соль.
Определите содержимое каждой пробирки. (Инструктаж по правилам ТБ). Работают в паре (использование таблицы "Окраска индикаторов").
IV. Основной этап. Овладение знаниями по новой теме.
1.- Выделите существенные признаки состава солей.
- Дайте определение новому классу - соли.
- Какая связь существует в этих соединениях?
- Что такое ионы? (Важный вопрос, который поможет вам составить формулы солей). Работа по таблице растворимости.
2. Составление формул солей (слайд 13).
Вывод. Соли можно рассматривать как производные кислот и оснований (слайд 14).
3. Пошаговый алгоритм составления формул солей(слайд 15) (интерактив).
4. Заполнение таблицы "Номенклатура солей" (слайд 16).
Первый пример объясняет учитель, остальные-учащиеся у доски.
Кислота | Кислотный остаток, заряд иона | Название кислотного остатка | Пример соли | Название соли |
Соляная HCL | CL- | Хлорид-ион | Na+Cl- | хлорид натрия |
Серная H2SO4 | SO42- | Сульфат-ион | Ca?+SO42- | сульфат кальция |
АзотнаяHNO3 | NO3- | Нитрат-ион | K+NO3- | нитрат калия |
Угольная H2CO3 | CO32- | Карбонат-ион | Mg2 +CO32- | карбонат магния |
Фосфорная H3PO4 | PO43- | Фосфат-ион | Li3+PO43- | фосфат лития |
V. Закрепление изученного материала.
1. Тренажер "Составление формул солей кальция". Задание: составьте формулы солей, назовите вещества (слайд 17) (интерактивное задание).
2. Составление обратных генетических рядов(слайд 18)(интерактивное задание).
Для соли составить формулы гидроксидов, т.е. формулы соответствующих этой соли основания и кислородосодержащей кислоты, для последних напишите формулы соответствующих имоксидови для них, в свою очередь, формулы соответвующих им металла и неметалла.
VI. Подведение итогов урока.
- Что изучили сегодня на уроке?(Познакомились с новым классомвеществ: изучили состав, строение и номенклатуру солей).
VII. Объяснение домашнего задания.Домашнее задание:(слайд 19)
- учить параграф 21, до стр.110; упр.1.2; учитьтаблицу;
- творческие задания (по желанию):"Угадайте вещество",кроссворд, загадки.
VIII. Рефлексия собственной деятельности
Ответьте на утверждение знаком "+" или "-":(слайд 20)
1. На уроке было над чем подумать.
2. Я понял новую тему.
3. На все возникшие у меня вопросы я получил ответы.
4. По новой теме мне необходима дополнительная консультация учителя.
5. На уроке я поработал добросовестно.