Сотворение мира. 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Тема разработана на основе программы "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства." 1-8 классы под редакцией Т. Я. Шпикаловой, Н. М. Сокольниковой, Н. Н. Светловской, Л. В. Ершовой, Г. А. Величкиной) и составлена с учётом проблемы, над которой работает гимназия: "Формирование духовности школьников на базе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию прошлого и современности".

Главная цель темы года - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, через знакомство с опытом, накопленным русской культурой, основанном на православии.

Образовательные цели - получение знаний о разных областях работы художника, о материалах, которыми он пользуется для выражения своего отношения к миру в искусстве.

Главная воспитательная задача - приобщение к православной культуре, приучение к самостоятельному творчеству в углубленном, свободном, непредвзятом созерцании, в созидании, исходящим из любви к родине.

Основными учебными задачами являются: изучение приёмов работы гуашевыми красками, умение выделить главное в графическом рисунке, изучение основных и дополнительных цветов, теплых и холодных тонов, создание центрального, основного образа, ритм в композиции, овладение простейшими приёмами рисования на компьютере (Paint).

1. Тема: "Красота родной земли" (1 час)

*Вводный урок - виртуальная экскурсия.

2. Тема: "Первые дни творения" (1 час)

Урок 2.зображение неба.

3. Тема: " Cотворение суши, морей и растений" (4 часа)

Урок 3. Изображение гор.

Урок 4. Изображение морского пейзажа.

Урок 5/ Изображение цветов.

Урок 6. Изображение деревьев.

4. Тема: "Сотворение Солнца и звёзд" (2 часа)

Урок 7. Изображение солнца.

* Урок 8. Изображение звёзд.

Тема: "Сотворение рыб, птиц и насекомых" (4часа)

Урок 9 -10. Подводный мир.

Урок 11. Изображение птиц.

Урок 12. Изображение бабочек.

6. Тема: "Сотворение животных и человека" (3часа)

Урок 13-14. Изображение животных.

Урок 15. Изображение человека.

7. Обобщающий урок

* Урок 16. Выставка рисунков.

Урок 1. Красота родной земли (виртуальная экскурсия)

Учащиеся входят в кабинет изобразительного искусства под спокойную классическую музыку: (Дебюсси "Облака "), занимают свои места, готовятся к уроку.

Учитель начинает знакомство учащихся с Библией.

Начало.

"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою". (Быт. 1.1-2)

Начиная разговор о создании мира, необходимо показать учащимся, как совершенна наша Земля, отражённая в творчестве Великих русских художников. На уроке проводится виртуальная экскурсия по творчеству В.М. Васнецова, И.И. Левитана и И.И. Шишкина. Раскрывая тему урока, беседую с учениками о красоте нашей природы, стараюсь привлечь ребят к активной творческой фантазии.

Домашнее задание: понаблюдать за облаками и рассказать, какие цвета преобладают в облаках в разное время суток.

Урок 2. Изображение неба

Учитель обращается к Библии:

Первый день: свет

"И сказал Бог : да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Второй день: твердь небесная

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды. (И стало так.) И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй" (Быт. 1.3-8.)

Для лучшего эмоционального восприятия темы урока, проводится беседа о картине И.И. Левитана "Над вечным покоем".

Учащимся предлагается изобразить небо с облаками.

Во время проведения физкультминутки, учитель показывает упражнения, которые напоминают учащимся движение ветра, облака: раскачивание и наклоны в стороны с поднятыми руками и т.д. Затем учащиеся приступают к выполнению практического задания.

Учитель показывает последовательность выполнения заданий.

При выполнении работы в цвете, закрепляется навык выполнения заливки большой кистью одним цветом, также учащиеся учатся пользоваться палитрой, на которой смешивают белую краску с другими цветами для получения разных оттенков цветов

При подведении итогов проводится просмотр работ. Особенно выделяются те работы, на которых учащимся удалось получить больше оттенков разных цветов. Следует дать возможность учащимся рассказать о своём изображении неба - у всех получатся разные по эмоциональному настроению рисунки.

Домашнее задание: найти в журналах, книгах репродукции картин художников и фотографии с изображением гор, принести их на следующий урок.

Урок 3. Изображение гор

После приветствия учащихся, продолжается знакомство их с Библией.

Третий день: суша и растительность

"И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. (И собралась вода под небом, и явилась суша.) И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо." (Быт. 1.9-10)

На уроке учащиеся знакомятся с художником И.К. Айвазовским и его картиной "Берег моря", на которой изображён скалистый берег.

Предлагается изобразить сотворение земной тверди. Во время проведения физкультминутки учащиеся выполняют движения, напоминающие порывы ветра, изображения гор: поднимание и опускание рук и т.д. Затем приступают к выполнению практического задания.

Урок 4. Изображение морского пейзажа

Продолжается знакомство учащихся с Библией. Спрашивается о пройденных днях творения, рассказывается о появлении первых растений.

"И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ( и по подобию) ее ,и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий". (Быт. 1.11-13)

На уроке проводится беседа по картине И.К. Айвазовского "Чёрное море". Затем, учащимся предлагается изобразить морской пейзаж.

Во время физкультминутки, учитель просит учащихся изобразить движение морских волн, порывы ветра, выбирает и показывает всем ребятам самую красивую волну.

Показывая последовательность выполнения задания, особое внимание отводится линии горизонта.

При выполнении работы в цвете отрабатываются навыки, полученные на предыдущих уроках: заливка одним цветом большой кистью, получение на палитре разных оттенков цветов смешиванием красок: белой и чёрной. Изображая море, учащиеся экспериментируют с синей краской, смешивая её с другими цветами.

Подводя итоги, выделяются работы, на которых получилось самое богатое по цветовому решению море.

Домашнее задание: нарисовать озеро, реку или др. водоём, который находится недалеко от дома или места вашего летнего отдыха.

Урок 5. Изображение цветов

Учащиеся входят в класс под музыку Чайковского "Вальс цветов", рассаживаются по местам, готовятся к уроку.

Учитель проводит беседу с учениками о красоте цветов, их разнообразии. На уроке учащиеся знакомятся с картиной Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".

Во время физкультминутки, ученики выполняют упражнения, напоминающие распускание бутонов и рост цветов: приседая, поднимают и смыкают над головой руки; вставая, разводят руками и т.д.

На этом уроке учащиеся выполняют творческое задание - изображение букета цветов в технике бумажной пластики.

Домашнее задание: понаблюдать за деревьями и попробовать изобразить разные деревья какими-то движениями.

Урок 6. Изображение деревьев

Урок начинается с беседы по картине И.И. Шишкина "Дубовая роща". Внимание учащихся обращается на характер расположения веток на разных деревьях, на фактуру кроны.

После беседы, учитель просит учащихся мысленно перенестись в лес. Звучит спокойная классическая музыка: Чайковский "Времена года. Октябрь". Ученики изображают движениями разные деревья (домашнее задание). Учитель выбирает самые интересные изображения деревьев и показывает их всем учащимся. Таким образом, на этом уроке проводится физкультминутка, и одновременно учащиеся погружаются в тему урока.

Практическое задание выполняется в форме упражнения: учащиеся на белом фоне в графической технике выполняют рисунки деревьев разных пород. Учитель показывает последовательность выполнения задания.

После выполнения упражнения, учащиеся возвращаются к работе, выполненной на предыдущем уроке: на фоне морского пейзажа рисуют одинокое дерево (порода дерева выбирается учащимися по выбору).

В конце урока проводится просмотр рисунков.

Домашнее задание: посмотреть и принести на следующий урок изображения Солнца.

Урок 7. Изображение Солнца

Учащиеся входят в кабинет под спокойную классическую музыку (Бах "Токката и фуга ре минор"), занимают свои места, готовятся к уроку.

После приветствия учащихся, рассказывается о четвёртом дне творения:

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на Землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.."(Быт. 1.14-19).

Учащимся предлагается изобразить восход солнца над морем. Учащимся предлагается изобразить восход солнца над морем.

Во время физкультминутки учитель показывает упражнения, которые напоминают учащимся движения волн - они изображают спокойное, а затем бушующее море. Затем, ребята приступают к выполнению практического задания. Учитель выполняет задание на доске.

В конце урока проводится просмотр работ с обсуждением.

Домашнее задание: найти и принести на следующий урок фотографии и рисунки разных космических пейзажей.

Урок 8. Изображение звёзд

B кабинете изобразительного искусства:

Учащиеся входят в кабинет под спокойную классическую музыку (Бах "Токката и фуга ре минор"), занимают свои места.

На уроке с учащимися проводится беседа по картине А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Ребятам предлагается изобразить звёздное небо.

Во время физкультминутки учитель показывает упражнения, которые напоминают учащимся запуск ракеты: старт-поднимание рук, прыжок из приседания, полёт - повороты туловища и т.д.

После проведения физкультминутки, учащиеся приступают к выполнению практического задания.

В конце урока проводится просмотр работ с обсуждением.

B классе информатики:

Учащиеся входят в кабинет под спокойную классическую музыку (Бах "Токката и фуга ре минор"), занимают свои места, готовятся к уроку.

На уроке с учащимися проводится виртуальная экскурсия по картине

А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Ребятам предлагается изобразить звёздное небо в программе Paint.

Во время физкультминутки учитель показывает упражнения, которые напоминают учащимся запуск ракеты.

Затем, учащиеся приступают к выполнению практического задания:

  1. Открыть новый файл.
  2. Нарисовать линию горизонта с помощью прямой линии.
  3. Заливкой закрасить землю и небо.
  4. Замкнутой кривой линией рисовать звёзды и заливать их красками, подходящими под цвет звёзд.

Урок 9-10. Подводный мир

Начинается первый урок с обращения к Библии:

Пятый день: рыбы и птицы

"И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. (И стало так). И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.(Быт.1.20-23).

В начале урока учащиеся знакомятся с картиной И. И. Левитана "Ненюфары". Затем, учитель показывает последовательность выполнения задания - изображение подводного мира - дно, водоросли. Ученики выполняют задание. При выполнении работы в цвете, закрепляется навык работы большой кистью одним цветом. Также учащиеся пользуются палитрой.

На втором уроке ребятам показывается таблица с изображением рыб, рассказывается о декоративных приёмах изображения рыб. Ребята рисуют рыб фломастерами, а затем вырезают и наклеивают на свой рисунок (подводный мир).

В конце урока проводится просмотр работ с обсуждением.

Домашнее задание: найти и принести на следующий урок изображения птиц.

Урок 11. Изображение птиц

Начинается урок с беседы о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели". Учащимся предлагается изобразить птицу. Учитель показывает фрагмент картины Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка" и показывает последовательность выполнения задания. Во время физкультминутки, ребята выполняют движения, напоминающие полёт птиц.

Домашнее задание: найти и принести на урок фотографии и рисунки с изображением бабочек.

Урок 12. Изображение бабочек

На уроке учитель беседует с учениками о разнообразии мира насекомых. Учащиеся знакомятся с картиной Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка".

Для выполнения практического задания учитель выбирает технику отпечатка гуашевыми красками (симметрия):

  1. Сложить лист пополам.
  2. Без рисунка карандашом изобразить красками половину бабочки.
  3. Сложить лист пополам.
  4. Развернуть лист и посмотреть на отпечаток.
  5. В конце урока проводится выставка работ.

Домашнее задание: найти и принести на урок фотографии и рисунки с изображением животных.

Урок 13-14. Изображение животных

В начале первого урока учитель обращается к Библии:

Шестой день: животные и человек

"И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их:И увидел Бог, что это хорошо".(Быт.1.24-25).

На этом уроке учащиеся знакомятся с картиной И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".

После беседы по картине, учитель знакомит учеников с правилами работы с глиной. Учащиеся выполняют задание "изображение животных".

В конце урока проводится выставка работ.

На втором уроке учитель показывает слайд-сказку "Мышонок и карандаш". С помощью этой сказки ребята вместе с "карандашом" изображают кошку.

Урок 15. Изображение человека

Начинается урок с обращения к Библии:

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими ,и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их."(Быт. 1.26-27).

На уроке учащиеся знакомятся с фреской В.М. Васнецова "Адам и Ева". Коротко учитель рассказывает о расположении фресок в храме.

Учитель показывает последовательность изображения человека.

Домашнее задание: принести на урок свои рисунки по пройденной теме. Индивидуальное задание: вместе с родителями составить презентацию детских рисунков по теме.

Урок 16. Выставка детских рисунков

На уроке обращаемся к седьмому дню творения:

Седьмой день: суббота

"Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал". (Быт. 2.1-3).

Проводится выставка рисунков по разделу "Сотворение мира" (презентация). На урок приглашаются родители, гости. Дети читают стихи по темам урока, рассказывают о своих рисунках. Возможно проведение интегрированного урока с учителем начальных классов и музыки.