Удвоенные согласные в корнях

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения и закрепления.

Вид: деловая игра.

Технология: на ситуативной (игровой) основе.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами.
  • Развивать орфографическую зоркость и мышление.
  • Воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов.

Задачи:

  • Познакомить с наличием в русском языке слов, имеющих удвоенные согласные.
  • Обогащение словарного запаса детей словами с удвоенными согласными.

Оборудование: таблички на столе учителя "Главный редактор", на столах: "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел информации" (Приложение 1); газеты, портрет принцессы Грамматики, дидактический раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры "Заседание редакционного совета газеты".

Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность работы ваших отделов будет расцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и "зарабатывать" как можно больше жетонов.

II. Проведем разминку - повторение

Каждый отдел получает задание:

  1. Угадать слова и написать их.
  2. Какое слово лишнее? Почему?
  3. Разделить слова для переноса.
  4. Поставить ударение.

(ручьи, братья, пальма, полью)

При проверке задания каждый отдел дает ответ на один вопрос.

III. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка

Учитель: Нам необходимо подготовить материал для одной из страничек газеты, так как наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова, написанные на доске, запишите их в свои деловые блокноты.

САКЛС, ИСКУРСЙ, БОТАСУБ, РУПГПА, СРАЗАКС

С одним из этих слов составьте предложение.

IV. Учитель проводит ознакомительную беседу на тему "Пресса. Журналистика. Газета"

Сообщение сотрудника отдела информации.

Слово "газета" пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение "мелкая монета". Появившись в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны были быть разнообразными и интересными. Сейчас каждый отдел составит на заданную тему небольшой рассказ с одним условием: в нем должно быть как можно больше слов на изучаемую орфограмму и не более пяти предложений. Примерные темы: "Наш класс", "Экскурсия в парк", "Субботний день".

V. Физкультминутка

(развитие координации движений, релаксация)

Звучит музыка

Учитель: Прошу всех сотрудников собраться в моем кабинете. Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:

- читаем;

- использует как веер;

- скручивает в трубку и смотрит, как в подзорную трубу;

- скрученной газетой "бьет мух".

VI. Работа с учебником

Учитель: В редакцию пришло письмо. Я передаю его в отдел писем.

Сотрудник отдела писем зачитывает текст письма: "Чтобы правильно переносить слова с двойными согласными, выполните упражнение № 219".

Принцесса Грамматика

Учитель: У меня был ее портрет. Пока вы будете выполнять упражнение, я его найду и покажу вам.

VII. Закрепление изученного материала

Каждому отделу на листе формата А4 дан текст с ошибками и пропущенными словами (Приложение 2).

Учитель: Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров.

1. Наш класс

Я учусь во втором :. У нас дружный ко:ектив. Мы проводим интересные утре:ики. Ю:аты ухажывают за цвитами. В су:оту наш : ходит в ба:ейн.

2. Осенняя экскурсия

Вчера наш : был на экскурсии. Гру:а ребят собирала осенние лист:я. На уроке ру:кого языка мы составим ра:кас об осини. В кла:ном журнале появятся харошие отметки.

3. Спортивная семья

В нашей сем:е любят спорт. Папа любит хо:ей, мама играет в те:ис. В су:оту мы вместе идем в ба:ейн "Масква". Вечером папа на машыне везет нас дамой.

VIII. Подведение итогов.

Награждение победителей.