Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • углубить ранее изученный материал о движении декабристов;
  • оценить историческое значение восстания декабристов;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
  • развивать навыки работы в группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности, дисциплинированности.

Основные понятия: династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство.

Основные даты: 14 декабря 1825 г. - восстание декабристов на Сенатской площади.

Персоналии: великий князь Константин Павлович, великий князь Николай Павлович, Н.С. Мордвинов, М.А. Милорадович, С.П. Трубецкой, П.Г.Каховский.

Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. - М., 2005; Рабочая тетрадь к учебнику "История России. XIX век. М.,2005"; Школьный атлас по истории России; Портреты декабристов, Александра I, Николая I; Карточки с текстами для групп.

Предварительная подготовка: Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Несколько учащихся получают предварительные задания подготовить краткие сообщения о наиболее известных декабристах.

1 группа

Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов (см. Приложения 1).

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов.

- Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?

2 группа.

Основные программные документы декабристов:

- Каковы были основные идеи "Конституции" и "Русской Правды"?

В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:

Взгляды декабристов по основным проблемам Северное общество "Конституция" Южное общество "Русская правда"
Государственное устройство в России Конституционная монархия, федеративное устройство Республика, Россия - единое и неделимое государство.
О собственности и землевладении Неприкосновенность частной собственности => земли помещиков остаются за ними Вся земля разделена на частную и общественную. Частичная конфискация помещичьих земель.
Крепостное право и военные поселения Отмена крепостного права и военных поселений. Крестьяне освобождаются без земли Отмена крепостного права и военных поселений.

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса по проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)

3 группа.

"Следствие, суд, приговор" (см. Приложение 3)

4 группа. Декабристы и Сибирь.

Сообщения учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов в Сибири (см. Приложение 4).

Закрепление материала

Работа с готовой таблицей "Организации декабристов" (см. Приложение 5).

Домашнее задание

  • ДК-2005, параграф 9 и вопросы 2-4 в конце параграфа.
  • Задания и вопросы к документам в конце параграфа.
  • Задания к параграф 9 из рабочей тетради.

Примечание: Проверка темы может быть проведена при помощи тестовых заданий (см. Приложение 6).