Деловая игра по развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Красиво оформленный зал. Болельщики с лозунгами. Отдельные места для двух команд.

Ведущая:

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необычная встреча, а назовем мы ее деловой игрой по развитию речи. Цель сегодняшнего мероприятия: активизировать деятельность педагогов.

Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Итак, представляем вам две команды воспитателей нашего детсада. Названия команды, участников и капитана представят нам сами участники.

Представление команд.

Ведущая:

А я в свою очередь хочу предоставить членов жюри, которые будут оценивать игру.

  • Заведующая нашего детского сада, уважаемая Гамзатова Б.Г.
  • Заместитель заведующей по воспитательной работе Алиева Г.А.

Итак, мы начинаем, первая часть игры - теоретическая: я задаю вопросы, вы отвечаете, жюри оценивает каждый правильный ответ по пятибалльной системе.

Вопросы:

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

  • Словарная работа (понимать и называть слова).
  • Звуковая культура речи.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.

2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

  • Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

3. Каковы задачи словарной работы?

  • Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?

  • Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

5. Что такое диалог?

  • Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.

6. Что такое монолог?

  • Монолог - это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

7. Рассказ - описание - это...

  • Рассказ - описание - это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет ил объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

8. Рассказ - повествование - это...

  • Рассказ - повествование - это рассказ, сюжет, которого развивается во времени.

9. Каждая команда читает небольшие рассказы выразительно, с интонацией.

  • Рассказы "Поэты", "Телезритель Тимка". (Приложение 1)

Ведущий:

Команды отдыхают, жюри подводит итоги для себя.

Музыкальная пауза для всех.

Ведущая:

Вторая часть нашей деловой игры называется "Аукцион знаний". Каждой команде было предложено изготовить пособия, которое можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста, и составить рекламный клип для данного пособия.

  1. Пожалуйста, демонстратор каждой команды представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.
  2. (команды показывают свои пособия).

  3. А теперь команды показывают рекламные ролики своих пособий
  4. (команды показывают рекламные ролики).

  5. Жюри назначает "цену" в баллах.

Ведущий:

Вы, купцы дорогие,
Люды торговые,
На нашей ярмарке должны
Себя показать, товар свой показать,
Товар купить, ничего не забыть.
Все рассказать - не утаить,
Ну, выходите вперед,
Себя показать, товар описать.

Итак, на аукцион выставляются ценные пособия по развитию речи. Правила для "покупающих", вы в течение 2 - 3 минут должны исполнить частушку, песни с элементами УНТ, потекши, поговорки.

(Жюри оценивает каждый номер в баллах, если "покупающие" команды набирают одинаковое количество очков, то на ринг выходят капитаны команд)

1 команда:

"Я продаю - вы покупаете,
Что купили - применяйте!"

2 команда:

"Покупайте - не стесняйтесь,
А купив - не удивляйтесь!"

Ведущий:

Жюри подводит итоги нашего аукциона, а у нас музыкальная пауза.

Ведущий:

Переходим к третьей части игры, которая называется "Творческие задания по работе с пословицами".

Карточка 1.

1. Нарисуйте любую пословицу.

2. Найдите лишнюю пословицу:

  • "Хвастать - не косить, спина не болит".
  • "Не спеши языком - торопи делом".
  • "Язык до Киева доведет".
  • "От слова до дела - сто перегонов".

3. Вспомните пословицы противоположные по смыслу пословице

  • "Пришла беда - отворяй ворота".

Карточка 2.

1. Изобразите любую пословицу.

2. Найдите пары:

  • "Кто грамоте горазд, тому не пропасть".
  • "Руби дерево по себе".
  • "Знания никому не в тягость".
  • "Без корня и полынь не растет".
  • "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".
  • "По Сеньке и шапка".

3. Вспомните пословицу противоположную данной по смыслу:

  • "Коротка ночь до зари, коли много работы".

Ведущая:

Пока жюри оценивает практическую часть нашей деловой игры, объявляется музыкальная пауза.

Ведущая:

Четвертая, заключительная часть игры называется "Домашнее задание". Так как большое значение в воспитании детей имеет художественная литература, одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Каждой команде было предложено заранее подготовить мини-сценку из любой сказки или рассказа. Цель задания - чтобы играющие вели свою речь на правильном литературном родном языке, на что и должны обращать внимание члены жюри.

После сценки объявляется музыкальная пауза.

Жюри подводит итог всей деловой игры.

Объявляются победители.

Ведущая:

Спасибо всем участникам за игру. Надеемся, что она не прошла для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Спасибо членам жюри за строгие оценки. Спасибо болельщикам за внимание. Желаю всем здоровья, удачи, успехов, необъятной жизненной энергии на ниве педагогического труда.


Приложение 1

"Поэты"

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, что я сочинил:

"Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей ..."
- Малины! - заорал Миша.

- Да причем здесь малина! Я хотел сказать: "Лучше нашей мамы".

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню... А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

- "Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!"

- Что ты, что ты! - испугался мышонок Мыша, - мухоморы есть нельзя, в больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора:

"В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий, рыжий..."

- Айболит! - догадался медвежонок Миша.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша.

"Телезритель Тимка"

Папа Тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

- Тика! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть!

- отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!

А по телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву.

Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог и как вредно - тараканов. Потом дяденьки в белых тапочках три часа играли в теннис. Потом тетенька приглашал всех желающих работать в трамвайно - троллейбусное депо. Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает.

Вечером, когда стали показывать про телят, в телевизоре вдруг что-то как затрещит, да как взорвется! И стало темным - темно.

Тимка слетел с тахты и к телефону:

- Алле, алле! Командная пожарна!? Взорвался телевизор! Что делать?

- Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя - выпороть.