Урок информатики по теме "Этапы построения диаграммы"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательные цели: повторение и проверка знаний учащихся по теме “Диаграммы и графики. Типы и виды диаграмм.”; формирование знаний у учащихся по теме “Этапы построения диаграммы”; закрепление полученных знаний при выполнении заданий, представленных на карточках.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса, активности учащихся, умения применять учебную информацию в практических ситуациях.

Воспитательные цели: способствовать воспитанию интереса к предмету, внимательности, умения работать самостоятельно.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: компьютеры, видеопроектор, экран, презентация “Жизнь”, доска, раздаточный материал – памятка (для каждого ученика), задания в электронном виде.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (10 мин).
  3. Тестовая работа (4 мин).
  4. Изучение нового материала (15 мин).
  5. Выполнение практической работы на компьютере (6 мин).
  6. Подведение итогов урока (оценочный этап) (9 мин).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку. Приветствие учителя. Сдача рапорта.
II. Актуализация опорных знаний Рассказывает о ценности жизни, о разрушительном действии курения на организм человека. Постепенно подводит учащихся к теме, изученной на прошлом уроке. – Сегодня наш урок мы с вами начнем несколько необычно, с вопроса: “Что дается человеку один лишь раз?” Именно про нее в своей цитате говорит Чехов А. П., русский писатель (Приложение 1, слайд 1). – Да, это жизнь. Радуйтесь жизни, цените и любите свою жизнь (слайды 2-5). По второму разу жизнь прожить невозможно. – Как сказал австрийский ученый, врач и писатель Эрнст Фейхтерслебен: “Весь секрет продления жизни состоит в том, чтобы не укорачивать ее” (слайд 6). Но мы, несмотря на всю ценность жизни, стараемся ее не только укоротить, но и даже разрушить (слайд 7). Человек не всегда обращает внимание на свое здоровье, хотя прекрасно знает, что физическое и психическое здоровье способствуют продлению жизни. – Как же человек губит свое здоровье, а в итоге и жизнь? – Конечно, именно, курение, алкоголь, наркомания и т.д. губят человека и физически и психологически. Сегодня же мы поговорим о курении. Я вам приведу несколько фактов, цифр, а зачем, об этом узнаете немного позже (слайд 8). – Курение уменьшает продолжительность жизни не только человека курящего, но и людей, которые его окружают, все вы знаете про понятие “пассивное курение” (слайд 9). – Ведь горящая сигарета выпускает большое количество различных химических веществ, которые впоследствии оказываются в организме человека и с каждой выкуренной сигаретой, с каждым вдыханием табачного дыма только накапливаются (слайд 10). – Какие же вещества находятся в табачном дыме? Это можно увидеть на схеме, которую я вам приведу для примера (слайд 11), хотя здесь только несколько веществ. Но, даже, достаточного и этого. Для того, чтобы вы увидели последствия от курения, можно сравнить картинки на которых нарисованы легкие курящего и некурящего человека (слайд 12). Легкие курящего человека постепенно превращаются в куски гниющего мяса. – Служба Gallup определила, в каких странах мира больше всего курят. Опрос был проведен в нескольких десятках государств на всех континентах. Совершеннолетних жителей этих стран просили ответить на вопрос: “Курили ли Вы в течение последней недели?”. Цифры, которые были получены этой службой, представлены в таблице (слайд 13). Вы видите, что Россия занимает одно из первых мест по количеству курящего населения. – А теперь, давайте, сравним все эти страны по количеству курящего населения. Т.е. мы должны наглядно графически представить числовые данные, указанные в таблице, с помощью … (слайд 14). – Да, именно, диаграмма служит для наглядного графического представления числовых данных. На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием диаграммы, дали определение, посмотрели какие виды и типы диаграмм существуют. Сейчас мы проведем небольшую тестовую работу для проверки тех знаний, которые вы получили. Тестовая работа будет состоять из 10 вопросов, с каждому вопросу даны 3 варианта ответа. Ваша задача выбрать тот вариант, который вы считаете правильным. На это вам отведено 4 минуты. Слушают учителя. Отвечают на заданные вопросы. Вступают в беседу по вопросу губительных для жизни человека факторов курения.
III. Тестовая работа Раздает листы с тестовой работой (Приложение 2). Выполняют тестовую работу.
IV. Изучение нового материала Объявляет тему урока. Ставит цели урока. Объясняет новый материал, подробно и последовательно. – Сейчас, на уроке, мы познакомимся с этапами построения диаграммы (слайд 15). Т.е., последовательно, шаг за шагом рассмотрим, как необходимо правильно строить диаграмму. Построим простую гистограмму, используя данные таблицы, в которой указаны проценты курящего населения различных стран мира. Используя слайды 16-22, учитель рассказывает о тех шагах, которые необходимо выполнить для построения диаграммы. – Вот мы и получили диаграмму, использовав данные таблицы (слайд 22). Вы видите, что здесь наглядно представлены все страны, и легко провести сравнение между различными величинами, что нам и требуется. Внимательно слушают учителя.
V. Практическая работа (работа на компьютере) – Теперь, думаю, вы сможете выполнить сами практическую работу (Приложение 3), т.е. построить диаграмму самостоятельно по тем числовым данным, которые я вам предоставлю (слайд 23). Как вы, наверное, помните было проведено мной тестирование, где были заданы несколько вопросов, один из которых: “Курите ли Вы?”. На данный вопрос было предложено 4 ответа. Такое тестирование, кроме вашего класса было проведено в 9б и 10а классах. После обработки полученных результатов, я ввел данные в таблицу (слайд 24), по которым и будет строиться диаграмма, и мы сравним данные по трем классам. – Вы строите диаграмму последовательно, по тем шагам, что я вам объяснил (Приложение 4). После выполнения детьми практической работы сравниваются их результаты работы с результатом работы учителя (слайд 25, 26). Выполняют на компьютере практическую работу.
V. Подведение итогов и выставление оценок по результатам проделанной работы. Подводится итог урока. Учащимся приводятся примеры заболеваний, которым способствует курение, а так же процент смертности от курения. Идет сравнение курящих в 9-10 классах и в среднем по России. – Вот так, с помощью табличного процессора Excel можно сравнить различные величины. Мы с вами провели сравнение между 9-10 классами, сколько человек курит, сколько пробовало и продолжает курить. Т.е. с помощью диаграммы очень легко провести сравнение любых величин. – Помните, что курение причина различных заболеваний, которые могут привести к смертельному исходу (слайды 27, 28). Поэтому если вы не курите, то цените и сохраняете свою жизнь. – Посмотрите на показатели курения среди 9-10 классов по сравнению со средним показателем по России (слайд 29). – Хочется привести слова Оноре де Бальзака, английского писателя: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации” (слайд 30). Так давайте, приложим все силы, чтобы этого не произошло. – Сегодня мы познакомились с этапами построения диаграмм. Давайте повторим еще раз последовательность шагов необходимых при построении диаграммы. Выставляются оценки в журнал по итогам тестовой и практической работы. Ученики сравнивают показатели курящих учащихся со средним показателем по России.

Учащиеся подают дневник для выставления оценки.