Цель: познакомить с птицами Кунашакского района, Челябинской области.
Задачи:
1) знать названия птиц;
2) уметь по фотографиям определять птицу;
3) воспитывать бережное отношение к родной
природе края.
Форма проведения: комбинированный.
Оборудование и материалы: ПК, мультипроектор, экран, листы – заготовки А-4, цветные карандаши и краски.
1 час (35 минут)
План урока
I. |
Организационный момент |
1 мин. |
II. |
Вступительное слово учителя |
2 мин. |
III. |
Страница 1 “Птицы – кто они такие?” |
5 мин. |
IV. |
Страница 2 “Удивительное рядом” |
5-6 мин. |
V. |
Страница 3 “Легендарные птицы” |
5-6 мин. |
VI. |
Страница 4 “ Зимующие птицы” |
5-6 мин. |
VII. |
Страница 5 “Птицы и будущее” |
5-6 мин. |
VIII. |
Страница 6 “Давайте поиграем” |
7-8 мин. |
Ход мероприятия
I. Организационный моментУчитель настраивает детей и гостей на мероприятие.
II. Вступительное слово учителяУчитель объясняет актуальность мероприятия, знакомит со страницами устного журнала.
III. Страница 1
Птицы – кто они такие. (Презентация)
Ведущий: Открываем первую страницу.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличии от остальных животных, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.
Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.
1-й ученик: Вспомните русские пословицы и загадки:
- Метил в тетерю, а угодил в сук.
- Счастье-вольная птица, где захотела там и села.
- Где ворона не летала, а к ястребу в когти и попала.
- Два раза родится, один раз умирает.
(Птица)
2-й ученик: Птиц на земле много. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в полиолите-древнем каменном веке – неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек, а в неолите – новом каменном веке – этот список пополнился беркутами, воронами, глухарями, журавлями. Еще в каменном веке люди приручили гусей, а жители Юга – Восточной Азии и Индии – кур. А соколиная охота? Она существует с глубокой древности.
3-й ученик: Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из современных птиц – африканский страус. Его высота достигает 2,7 м., вес 70 кг. . А самая маленькая птица – колибри – размером не больше шмеля. Есть птицы летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимаются в воздух. Одни птицы живут в лесу. Другие в степи, третьи в пустыне или в горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их часто называют пернатыми.
4-й ученик: Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.
Страница 2
Удивительное рядом!
1-й ученик:
Зелень нивы, рощи лепет
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод –
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить
Жизнь души, весны приход?
В. Жуковский
2 –й ученик: Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес.
3-й ученик:
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд по навьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День – деньской от зари до зари.
И. Никитин
4-й ученик: Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетают самые сильные. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам после 17 -20 марта. В народном календаре день 17 марта называют “Герасим – грачевник”. Есть не мало поговорок связанных с этим днем, например: грачи зиму расклевали; увидел грача – весну встречай.
5-й ученик: Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах мало птиц, в других – много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. Не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок.
Страница 3
Легендарные птицы.
Ведущий: О птицах в народе слагали не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Они всегда связаны с чем-то загадочным, таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых.
Постарайтесь узнать, о какой птице идет речь.
1-й ученик: Пожалуй, не об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой.
Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость.
В средние века церковь объявила эту птицу “ нечистым животным”, слугой дьявола.
Что это за птица? (ответы из зала)
2-й ученик: Правильно, это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: не обычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не заступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед, и в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть и в бок и даже назад – голова совы поворачивается на 270 градусов. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперенья и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихренья воздуха. Такой полет нужен совам, ведь их добычей являются такие чуткие зверьки как мыши.
В наших лесах можно встретить белую сову, ушастую сову, болотную сову, серую неясыть. Редко, но есть возможность встретить филина – этот вид внесен в Красную книгу не только Челябинской области, но и Российской Федерации.
3-й ученик: Послушайте еще легенду.
Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил их к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперенья, могут пролежать долгие годы без изменения.
Угадали что это за птицы? Конечно, это клесты.
4-й ученик: Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных деревьев. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы, и клесты, как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда 15 – 20 лет. И еще одна удивительная особенность у этих птиц – птенцы их могут появляться в любое время года – даже в декабре, январе, то есть, когда есть больше корма для выкармливания птенцов. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.
В наших хвойных лесах встречаются: обыкновенный клест, белокрылый клест.
5-й ученик: В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказанье была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же ее настоящее имя?
6-й ученик: Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и ни горя, ни забот не знает.
Трясогузки, зырянки, славки не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, им не прокормить, и все – таки кукушка полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц.
7-й ученик: А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие неприспособленные к ходьбе ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?
8-й ученик: Это козодой. Сейчас уже мало кто верит в то, что птица эта действительно доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось.
Козодой – ночная птица. Вьется она возле коз только затем, чтобы ловить насекомых. Огромный рот нужен им для охоты на крупных ночных жуков и бабочек. Днем же она вообще не летает, сидит в тени или на ветке. Пестрая в крапинку окраска поразительно напоминает цвет древесной коры, можно пройти в нескольких шагах и не заметить птицы.
Страница 4
Зимующие птицы
Ведущий:
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг и улетают на зиму
На добрый теплый юг,
Другие – те народ иной
В мороз над лесом кружат
Для них разлука с Родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
1-й ученик: Зимуют у нас – синицы, щеглы, воробьи и еще многие другие птицы. Эти птицы выносливы, экономны и нетребовательны, поэтому сумели приспособиться к жизни в суровых условиях при недостатке ресурсов.
2-й ученик: Есть птицы, которые перекочевывают в наши края на зиму- это снегири, пуночки, свиристели.
3-й ученик: Пуночки, которые прилетают к нам зимой из далекой тундры, незнающих лесов. Попав в наши лесные края, не меняют своего поведения и занимаются поисками корма только на открытых местах – полях, вдоль сельских дорог.
4-й ученик: Вблизи человеческого жилья зимой чаще можно увидеть домового воробья и большую синицу. Наведываются зимой из леса снегири, свиристели, сойки.
5-й ученик: Какой бы зима ни была теплой, корма в лесу птицам все равно не достаточно, поэтому необходимо им помочь перезимовать, для этого можно им устраивать кормушки.
Страница 5
Птицы и будущее
Ведущий: Что дали птицы человечеству? (на слайде)
1-й ученик: Но человечество недооценивает роль птиц в своей жизни, истребляет их большими количествами, поэтому многие из ныне живущих птиц нуждаются в защите.
Ведущий: А что мы с вами можем сделать в пользу птиц?
2-й ученик: Птицы исключительно отзывчивы на любую помощь. Это и подкормка в суровую зиму, и устройство искусственных гнездований, и охрана дуплистых деревьев. И запомните главное правило: даже если вы ничем не сможете помочь птицам, в ваших силах не мешать, а это уже не так мало. Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные тайн, жили счастливо на нашей Земле. Ведь если плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
3-й ученик: Птицы нашего края, занесенные в Красную книгу России: Краснозобая казарка, пискулька, степной орел, орлан – белохвост, лебедь – шипун, красавка, дрофа, авдотка.
4-й ученик читает стихи К. Кулиева “Не разоряйте птичьего гнезда….”
5-й ученик читает стихи А. Яшина “ Когда – то и я не убить не мог….”.
Страница 6
Давайте поиграем!
Продолжи примету.
- Сова кричит … (на холод.)
- Курица на одной ноге стоит …. ( к стуже.)
- Воробьи в пыли купаются … (к дождю.)
Третий лишний.
- Дятел – жаворонок –ласточка. (дятел – оседлая птица.)
- Скворец – синица – иволга. (иволга – она не встречается в близи жилья человека.)
Загадки.
Я весь день ловлю жуков.
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит
Постучит - легче.
(Дятел)
Не ворона, не синица,
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу “ку-ку”.
(Кукушка.)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица.)
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода
Прямо с севера сюда.
(Снегирь.)
Ведущий :
- Открываем страницу 6. Порисуем!
А теперь возьмем цветные карандаши и разукрасим знакомую нам птицу. (Ребята выбирают птиц заранее нарисованных на альбомных листах, и приступают к работе. В конце проводится выставка рисунков). –на фоне музыки “Времена года”
Используемая литература:
- Евстифеева Н.А. Кое – что о птицах Южного Урала. Информационное пособие по естествознанию для учителя начальных классов. Челябинск “Взгляд” 2005 – 86 с.
- Тихонов А.В. Про птиц. Моя первая книга о животных. / Художник А.Н. Сычкарь/ М. Дрофа – Плюс 2006 -168 с.