Коммуникативные умения и социализация школьников

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


(СЛАЙД 1 – см. Приложение 1)

(СЛАЙД 2)

“Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили” А.Энштейн.

Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Определимся с основными терминами для раскрытия темы (СЛАЙД 2 и 3).

Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Умения – это главная характеристика учебной деятельности школьника (включающая наряду с ними знания и навыки) – освоенный субъектом способ выполнения действия.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

  1. Остановимся на некоторых основных положениях теории формирования коммуникативных умений. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений. Основные особенности понятий “общение” и “коммуникация” проанализированы в философской (А. А. Брудный, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин), в психологической (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская, Б. Г. Ананьев, Ю. М. Жуков, В. Г. Мясищев, А. У. Хараш), и педагогической (В. А. Сухомлинский, В. Я. Ляудис, А. В. Мудрик) литературе.
  2. Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации (Солдатченко, 2001). Будем использовать классификацию, выполненную по критерию “информационные процессы”, таким образом, данная группа умений состоит из следующих компонентов: умения хранить, обрабатывать и передавать информацию (Тищенко, 2006). (СЛАЙД 4)

(СЛАЙДЫ 5-10)

Приём и передача информации предполагают умения слушать, читать, получать числовую и графическую информацию, читать жесты и позы, мимику лица и моторику тела, различать интонацию, говорить, писать, передавать числовую и графическую информацию, передавать информацию посредством жестом, мимикой и пантомимикой, интонацией.

Обработка информации предполагает умения искать в традиционных источниках: в алфавитном и предметном каталогах, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях; в компьютерных источниках: в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных; в других источниках: в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках.

В том числе перерабатывать: на основе анализа, синтеза, сравнения, семантического и лексического свертывания, классификации, систематизации.

Хранение информации: на традиционных носителях: бумаге, в памяти, на видео-, аудиокассетах, фотографии; на компьютерных носителях: дискеты, винчестеры, CD-ROM и др., использование ПО (ОС, СУБД и др.).

(СЛАЙД 11)

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

(СЛАЙД 1)

Основные причины:

  • недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
  • отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

(СЛАЙД 13)

В современной методике сегодня широко используется термин “коммуникативная компетентность”, т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

(СЛАЙД 14)

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений:

– умения межличностной коммуникации;

– умения восприятия и понимания друг друга;

– умения межличностного взаимодействия

(СЛАЙД 15)

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

  • умение передавать учебную информацию;
  • умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
  • умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
  • умение активно слушать ученика.

(СЛАЙД 16)

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

  • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
  • умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
  • умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

(СЛАЙД 17-19)

Для перехода на более высокий уровень сформированности коммуникативных умений необходимо:

1) создавать положительную мотивацию на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей учащихся;

2) расширять коммуникативную базы в рамках уроков путем использования системы упражнений, в которых формирование коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача;

3) погружать учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационных технологий;

4) конструировать “образа Я” посредством рефлексивных заданий, рассматривая это как условие формирования коммуникативных умений на продуктивном и творческом уровнях.

Использованные интернет-ресурсы.

  1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.С-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2009.
  2. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2010.
  3. Логинова Л.Г. Формирование коммуникативных умений и навыков у школьников на уроках биологии в процессе исследовательской деятельности. Всероссийский интернет-педсовет, 2010.
  4. Скворцовоа Н.Н. Формирование коммуникативных умений у младших школьников на уроках литературного чтения. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2010.
  5. Тищенко В. А. Теория и практика формирования коммуникативных умений старшеклассников средствами информатики. Ставропольский строительный техникум, Ставрополь, Россия, 2009.

Приложение 1 – презентация.