Экологизация образовательного процесса в ДОУ

Разделы: Общепедагогические технологии


Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей в работе с детьми дошкольного возраста. В последние годы отмечается увеличение количества детей с различными хроническими заболеваниями, а также ослабленных и часто болеющих. Поэтому основным приоритетным направлением нашего ДОУ является “Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста”. Нашему коллективу необходимо было создать оптимальные условия для решения оздоровительных задач, компенсации факторов, оказывающих качественное влияние на состояние здоровья детей, предусмотреть осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий в реализации межпредметных связей по разделам “Программы воспитание и обучение в детском саду”/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. В связи с этим возникла необходимость в создании проекта “Здоровый ребенок – в общество” по реализации приоритетного направления ДОУ. Каждый педагог нашего детского сада принял активное участие в реализации данного проекта. Одним из важных направлений в развитии ребенка – экологическое воспитание, так как малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.

Словом, в широком и многоплановом понятии “Экология” имеет смысл выделить тему экологии ребенка. Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем поистине неограниченные возможности развивать в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, а самое главное укрепить здоровье.

Проблемы, связанные со следующими обстоятельствами, а именно:

  • Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;
  • Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира;
  • Повышение заболеваемости детей, увеличение числа воспитанников, относящихся к II группе здоровья, подвели нас к созданию проекта “Экология и здоровье”. Была организована творческая группа из педагогов ДОУ и в результате поисков, изучений, практической работы вот уже на протяжении нескольких лет данный проект реализуется на основе “Программы экологического воспитания дошкольников” С.Н. Николаевой, направленной на всестороннее развитие ребенка в процессе его экологического воспитания. Приступая к работе по данному направлению – экологическому образованию дошкольников, педагогический коллектив ДОУ поставил перед собой главную цель – сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка. Для ее достижения определили следующие задачи:
  1. Создание условий для экологического образования дошкольников.
  2. Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
  3. Повышение экологического сознания педагогов и родителей.
  4. Воспитание безопасного поведения в природе и в общении с животным и растительным миром.

Реализацию поставленных задач мы начали с построения предметно развивающей среды, связанной с экологизацией как воспитательно– образовательного процесса, так и всех режимных моментов.

Дальнейшая работа была направлена на обогащение предметно– развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы.

Основное направление в работе воспитателя Габсалямовой Н.З. “Воспитание экокультуры и природоохранного сознания детей дошкольного возраста” реализовывалась благодаря данному проекту и четко распределенными обязанностями между педагогами творческой группы проекта “Экология и здоровье”.

Распределение осуществлялось следующим образом: воспитателем Габсалямовой Н.З. и старшим воспитателем Владимировой Л.И. организовывались обобщающие беседы, некоторые формы совместной деятельности (опыты, эксперименты, семинары – практикумы, консультации), работу с моделями, экологические развлечения, акции, предметные недели; педагоги – наблюдения, экскурсии, прогулки по экологической тропе (дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года ( гроза, пожар, гололед, наводнение), труд в природе.

Координация нашего взаимодействия осуществляется через совместное планирование экологической работы на сезон. Педагогическая работа проводится нами в трех блоках:

  • специально организованная деятельность;
  • совместная деятельность;
  • свободная самостоятельная деятельность.

В помощь педагогам обобщен опыт работы Габсалямовой Н.З. “Развитие основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста”, где приведен перспективный план работы для детей старшей группы по экологическому воспитанию, включая примерные занятия, работу с родителями.

Систематически занимаясь этой работой, мы сумели достичь значительных положительных результатов:

  • снизилась заболеваемость детей – пропущено одним ребенком по болезни с 5,6 до 3,1 д/дней;
  • сократился адаптационный период у детей раннего возраста;
  • повысился уровень экологического сознания, причем как у детей, так и у взрослых;
  • у детей сформировалось умение конструктивного выражения эмоций, эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В конце 2009-2010 учебного года была проведена диагностика знаний по экологическому воспитанию детей старшей группы. Было выявлено следующее: дети затруднялись в представлениях о цикличности изменений в природе (весной, летом, осенью, зимой) по существенным признакам, характеристике свойств воды, песка, воздуха и глины. Поэтому на следующий учебный год, продолжив работу в проекте “Экология и здоровье”, мы приступили к составлению проектов “Неживая природа”, “Здравствуй, дерево!” обратившись за помощью к творческой группе педагогов нашего ДОУ. Изучив все программы и технологии , мы пришли к выводу о том, что реализацию проектов “Неживая природа”, “Здравствуй, дерево!” необходимо осуществлять на основе “Программы предшкольного образования” Р.К.Шаеховой, в частности раздела “Познаем мир, в котором мы живем” с использованием рабочих тетрадей для детей, Д.С. Златопольский “Удивительные превращения” (детям о секретах вещества), Н.Ф. Виноградова “Рассказы – загадки о природе”.

Мы убеждены в том, что данные пособия помогут поддержать в детях интерес к природе, любознательность к ее живым и неживым объектам, а также к окружающему миру.

Первый шаг по реализации проектов – подбор литературы, методических рекомендаций, планирование работы , представление плана на августовском педагогическом совете;

Второй шаг – взаимосвязь с родителями (проведение групповых собраний с выступлением из опыта работы по экологическому воспитанию, внедрению новых инновационных программ);

Третий шаг – создание лаборатории (центра “Эксперимент”) для исследования объектов живой и неживой природы.

Четвертый шаг – создание наглядного материала.

Реализация проекта включает в себя:

  • беседы, практическую деятельность, чтение и пересказ, заучивание стихов, приговорок, изобразительную деятельность, прослушивание музыкальных произведений и рассматривание репродукций, участие родителей, здоровьесберегающие технологии.

Подведение итогов реализации проекта предусматривает оформление альбома “Мир природы”, презентацию проектов.

Общение ребенка с природой оказывает на него не только психологическое, эстетическое воздействие, но и самое главное создает и укрепляет его здоровье, но следует помнить о том, что “природа” может быть коварной и приносить беду. Нет правил поведения, которые гарантировали человеку абсолютную безопасность, но есть меры предостороженности, которых нужно придерживаться. Поэтому мы должны с вами приложить все усилия для всестороннего развития детей в процессе ознакомления с природой и безопасности при общении с ней.