Цели урока:
1) Обучающие: научить учащихся изготавливать игольницу:
формировать умения учащихся качественно выполнять трудовые операции:
по чертежу, шаблону
вырезанию заданной фигуры деталей
их сборку и оформление
совершенствовать умения анализировать представленную конструкцию, видеть пути ее совершенствования, определять технологию выполнения операции
2) Развивающие: развивать внимание, мышление, любознательность, творческие способности, артистические данные, речь.
3) Воспитывающие: воспитать взаимопомощь, аккуратность: соблюдать правила работы с инструментами и их безопасности; работать экономно, воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к труду.
Тип урока: объяснение нового (с элементами закрепления, повторения)
Метод проведения: диалог, беседа, практическая работа
Оборудование: готовый образец изделия, таблица технологическая карта, шаблон катушки, рисунок, отгадки, плакаты с ПБ, загадка, стихотворение, музыкальное оформление.
Материал: картон (цветной картон), лоскут, клей ПВА.
Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка, ластик.
План урока.
1. Организационный момент.
a) Приветствие класса.
б) Проверка готовности к уроку.
в) Разгадывание загадки.
г) Обмен информации о видах иголок.
д) Инсценирование стихотворения.
с) Объявление темы урока.
2. Анализ образца.
а) Из какого материала изготовлено?
б) Из каких частей состоит?
в) Какие инструменты понадобятся для
изготовления изделия?
3. Конструирование и планирование работы с учащимися.
а) Поэтапное объяснение хода
выполнения работы по чертежу, шаблону.
б) Повторение техники безопасности при работе с
ножницами, клеем; разминка для пальчиков.
4. Практическая работа учащихся (музыкальное оформление).
– контроль и индивидуальная помощь;
– комментирование работы по шаблону, с клеем.
5. Выставка работ.
– анализ выполненных работ
– оценивание.
6. Подведение итогов работы.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
Давным-давно в Азии в XVIII веке до нашей эры был изготовлен этот предмет.
Угадайтe что это:
Птичка-невеличка.
Носик стальной.
Хвостик льняной.
Всех па свече обшивает.
Что сошьет, не надевает.
– Да, это иголка.
Онa имеет: металлический стержень, выполненный из высококачественной стали, с одной стороны острый, с другой – оформлен ушком.
– Ребята, я вас просила узнать, какие иглы бывают?
(Ответы детей)
– Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной формы. Они еще бывают машинные, хирургические, ручные.
– А какие бывают ручные?
– В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 для изготовления изделий из плательных тканей.
– А еще иглы нечетных номеров длиннее, чем иглы четных номеров.
– Молодцы! Как много интересного вы рассказали.
– Ребята, а скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с иголкой?
– Осторожно, не оставлять, где попало.
– Правильно!
Приучай себя к порядку
Не играй с вещами в прятки.
А рассеян будешь ты.
Не минуешь, знать беды!
Вот послушай мой рассказ.
Кстати будет он сейчас.
Сеня во дворе играл
И штаны себе порвал.
Чтобы мама не сердить.
Сам решил штаны зашить.
Шил он ловко, молодец.
Нo рассеян был юнец:
Положил иглу у стула.
А ее как ветром сдуло.
Не найдет ее никак.
Это, братцы, не пустяк!
Помогает мама Сене.
Нo гида, как будто в сене.
Потерялась и молчок.
Мол, ищи меня, дружок.
На столе и под столом
Ищет бабушка кругом.
Вот она очки берет.
Вдруг иголка где блеснет..
Ищет дедушка с метлой.
Не найтись игле самой.
Надо внуку бы помочь.
Но спина болит – не в мочь.
Папа строгий в двери входит.
Взглядом комнату обводит.
Жмурит брови, не кричит.
Сыну так он говорит:
“Долго ты иглу искал.
Видно, очень ты устал.
Раз нигде и юлки нет.
Ты присядь на табурет”.
Сеня сел, трет лоб от пота.
Но случилось видно что-то.
Сеня громко вскрикнул:
“Ой! Ведь иголка подо мной!”
– Вот, ребята, в какую неприятную историю попал Сеня
– Что же нужно знать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
– Надо убирать иглу на место в игольницу.
– Правильно!
2. Сегодня вы изготовите домик для иголки, который называется игольница.
(Обратите внимание на состав слова).
а) Изготовим: ИГОЛЬНИЦ – КНИЖКУ.
– Для этого понадобятся:
– картон – для основы книжки:
– ткань (лоскуток) – для вкладыша.
– ножницы, клей ПВА, шаблоны, цветная бумага для аппликации.
б) Вспомним правила посадки во время работы:
1) Hoги – должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом
положение ноги нарушается кровообращение.
2) Корпус надо держать прямо или слегка наклонив вперед.
3) Голову слегка наклоним вперед.
4) Нельзя опираться грудью о стол.
5) Расстояние от глаз до изделия примерно 30 см.
6) В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка coгнутого к выпрямленному, и обратно).
в) Разминка для пальчиков.
3. Объяснение и выполнение работ.
а) Чтение чертежа (используются 3 цвета).
– Что обозначают числа, линии? (каждая группа обсуждает).
– Выполнение задания по красной линии. Работать экономно.
б) Работа с шаблоном катушки.
– Приложите к краю и правильно обведите.
– А что значит правильно:
– Левой рукой надо плотно прижать шаблон: обводить карандашом, зажатым в правой руке, начинать движение “из-под руки”, а заканчивать “под рукой”. Линия карандаша должна быть одинарной.
– Приготовились, начали.
в) Разминка: сжать-разжать пальчики (выполняют под музыку).
г) Следующий этап работы “Ножницы-художницы” – ваша задача правильно по контуру вырезать полученную основу для игольницы.
– Напомните, как нужно работать с ножницами. (Выполнение работ, отмечаю лучших).
д) Полученную основу для игольницы сложите по линиям “cгиба”.
е) Ножницами обработайте ткань по краю зигзагом для того, чтобы она не обсыпалась и выглядела аккуратней.
ж) На контур намажьте клей и прижмите к основе игольницы.
Домик для иголочки готов.
– Творческая работа: используя шаблоны геометрических фигур, оформите (титульный лист) лицевую сторону игольницы-книжки.
4. Выставка работ. Оценивание.
5. Рефлексия.
– Что интересного узнали, чему научились?
– Какие виды работы использовали? (Изготовление по чертежу, шаблону).