Повторяем слоги и ударение. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Слоги, ударение», которые они получали в ходе изучения пропедевтического курса русского языка по «Азбуке» и прописям.
  2. Развивать универсальные учебные действия – умение работать с учебной книгой, умение делать записи, выполнять упражнения в рабочей тетради по русскому языку, скорректировать графические навыки детей.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручки, карандаш, линейка, карточки со словами, картинки, конверты с индивидуальными заданиями.

Ход урока

1. Оргмомент.

Запись числа. Разминка для пальчиков.

2. Минутка чистописания. (работа в рабочей тетради)

Сегодня у нас в гостях две черепашки. У них в руках микрофоны. Как вы думаете, что они исполняют? (детские песенки) Посмотрите на микрофон. Что в нем есть от строчной буквы А, от буквы Б? (головка микрофона овальной формы, ручка как прямая палочка у буквы Б) Нарисуйте черепашку и микрофон на первой строке. Придумайте кличку каждой черепахе. (показ учителя на доске)

(Читают соединение гласных в рабочей тетради и находят закономерность: повторение предыдущих букв и добавление новой буквы (нижнее). Что можете сказать про гласные буквы? (а,о – обозначают твердость согласных звуков при письме; и,я – обозначают мягкость предшествующего согласного звука)

Какова роль буквы Я? ([й], [а])

Какие клички вы дали черепахам?

Чтение слов про себя. Какое из этих слов могло бы стать кличкой для музыкальной черепахи? (Бубен) Как в таком случае мы его бы написали? (с заглавной буквы) Почему?

Физминутка (улыбнитесь).

Прочитайте слова вслух и объясните их значение:

  • астра – цветок;
  • алмаз – драгоценный камень;
  • аквариум – стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных растений, животных;
  • боб – растение, плод;
  • бубен – музыкальный инструмент.

Соотнесите картинки со словами.

Запишите слова. Подчеркните в них опасные места. Запомните их написание.

Самоконтроль. (Учитель читает стихотворение)

Черепашки петь любили,
Микрофоны им купили.
Но случились чудеса:
От одной мы слышим:
«А-а-а!»
Из другой «бе» звучит,
А черепашка-то молчит.
Вы, ребята, помогите,
Микрофоны почините:
С самой лучшей буквой
Их соедините!

3. Сообщение темы и цели урока.

Поставьте в словах ударение.

Назовите самое «короткое» слово, самое «длинное» слово.

Как вы определили?

От чего зависит количество слогов в слове?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

4. Физминутка (тренажер для снятия зрительного утомления)

Закройте глаза, на счет три – открываем.

5. Работа по учебнику (с.13)

Прочитайте тему урока.

Каких человечков вы видите? Что это за схемы?

Как вы думаете, какая из этих схем являются главной в этом разделе? (схема гласного звука) Почему? (Чтобы определить количество слогов, надо знать количество гласных в слове)

(с.14 упр.13)

Рассмотрите рисунки. Озвучьте их.

Как одним словом можно назвать всех, кто нарисован на доске? (белка, лошадь, корова, лось, зебра - животные)

Как можно их сгруппировать? (домашние и дикие)

Запишите «животные», поставьте двоеточие, запишите слова в алфавитном порядке, поставьте ударение. (Животные: белка, зебра, корова, лось, лошадь)

Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога. Как вы определили? (по количеству гласных в слове)

Составьте предложение с одним из этих слов.

Составьте предложение со словом «корова».

Корова дает молоко.

Запишем данное предложение после орфографического проговаривания (выделить орфограммы). Обозначьте количество слогов. Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Почему необходимо пить молоко? (В нем содержатся жиры, белки и углеводы, необходимые для организма)

Продолжите фразу: «Пейте дети молоко …»

Ребята, а молоко какое? (белое, вкусное, питательное, коровье, топленое, полезное)

Кто любит пить молоко?

Как можно изменить предложение? (Корова дает полезное молоко.)

Физминутка «Цапля»

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться
За соседа не держаться.

6. Работа в парах.

  • 1 ряд. Сгруппируйте слова по количеству слогов: рябина, клен, дубок, ромашка, куст.
  • 2 ряд. Поставьте в словах ударение и сгруппируйте: книга, мыши, музей, корова, телефон, стадион. (Для чего строят стадионы? В Челябинске построено 7 стадионов.)
  • 3 ряд. Какое слово «лишнее»: дымок, игра, рынок, ребята. Почему?

(с каждого ряда по одной паре работают у доски)

7. Итог урока.

От чего зависит количество слогов в слове? Стр.7, прочитаем вывод.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Презентация.