Экологическая игра "Крестики-нолики"

Разделы: Внеклассная работа


Ход мероприятия

Ребята сегодня я вам предлагаю поиграть в очень известную вам игру «крестики – нолики». Перед вами игровое поле (приложение 1), все задания этого поля объединены общей темой «Экология». До начала игры вам необходимо разделиться на две команды, придумать название своим командам. Одна команда получает крестики, другая нолики. Команде выполнившей правильно задания, игрового поля, ставить свой знак (крестик или нолик). Игра продолжается до тех пор, пока не будет правильно выстроена комбинация крестиков или ноликов, или команда, поставившая наибольшее количество свих знаков (крестиков или ноликов), будет считаться победившей. Ставить команда свой знак будет после выполненного задания.

Наш лес

Кто из вас не ходил в лес за грибами, ягодами? Вы все бывали в нашем лесу. Сейчас мы проверим кто из вас самый внимательный и наблюдательный. Я вам раздаю листы ручки. За минуту вам нужно написать как можно больше названий деревьев, ягод, животных, кустарников. Команда, написавшая больше названий, будет считаться победившей.

Водное пространство планеты.

(изображение карты мира Приложение 2)

Конечно, ребята, вы хорошо знаете, как важна на Земле вода. Без нее не было бы жизни на нашей планете. Посмотрите на карту мира, какую площадь нашей планеты занимает вода в виде рек, океанов, морей, озер. Какие реки, озера, моря знаете вы? Я предлагаю командам по очереди называть название рек, морей, озер, океанов, команда, назвавшая последней будет считаться победившей.

Викторина:

Я сейчас буду зачитывать вопросы, команда, которая первая правильно ответит, получает балл, по окончанию викторины, команда, набравшая больше баллов, будет считаться победившей.

  1. Какой хищный зверь очень любит малину? Медведь
  2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик.)
  3. Какое дерево дрожит? (Осина.)
  4. Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр.)
  5. Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  6. Сколько ног у паука? (Восемь.)
  7. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка.)
  8. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
  9. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный.)
  10. Что за трава, которую знают слепые? (Крапива.)
  11. Что делает зимой еж? (Спит.)
  12. Про кого говорят в пруду купался, а сух остался? (Гусь, утка.)

Лесная экспедиция.

Все вы любите отдыхать в лесу, с родителями, друзьями. Но в лес ребята, мы приходим в гости и чтобы быть вежливыми гостями, нам не следует нарушать правила поведения в лесу. Сейчас мы проверим, а знаете ли вы, что можно взять с собой в лес, чтоб там мы могли использовать это по назначению, а не просто носить лишний груз. Я вам раздам карточки с изображением, вы отбираете только то, что необходимо вам для похода в лес.

Предлагается набор карточек с изображением (приложение 3): компас, рюкзак, магнитофон, палатка, спички, котелок, веревка, фонарик, чашка, ложка, термос, ружье, удочка, рогатка.

Необходимо обосновать свой выбор (за неправильные ответы снижаются баллы).

Чтоб не заблудиться в лесу, нужно правильно ориентироваться. Если нет компаса, что и как нам поможет не потеряться?

У отдельно стоящих деревьев более развитые сучья находятся на южной стороне.

А вот лишайники и мхи растут на деревьях с северной стороны.

Муравьи почти всегда строят свои домики к югу от дерева, южная сторона муравейника более пологая.

Ягоды брусники, земляники и шиповника покрываются румянцем с южной стороны.

Подорожник растет ближе к лесным тропинкам.

Деревья с северной стороны имеют грубую кору, покрытую лишайником и мхом у основания.

Береза с северной стороны имеет более темную кору, а на поверхности ствола обращенной к югу кора светлее и мягче.

Победившей считается команда наиболее правильно давшей ответ.

Эстафета из букв.

В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить и кричать, а складывать из букв (приложение 4). Я вам дам по набору букв, какая команда выложит ответ быстрее там и получает балл.

Командам вручаются одинаковые наборы букв. Используя которые обучающиеся складывают ответы.

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (лес)

Что летом и зимой в рубашке одной? (ель)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет. (лист)

Команда, которая быстрее составит ответ из букв, будет считаться победившей.

Экологический светофор.

В ходе игры команды получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

  • Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  • Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  • Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий демонстрирует детям изображение (приложение 5) с сюжетом поведения человека в природе. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.

Угадай, кто это?

Сейчас команды выберет карточку, на которой изображены представители животного мира (приложение 6). Не кричим и карточку другой команде не показываем. За несколько минут вам необходимо составить рассказ о животном, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Команда, составившая самый лучший рассказ и угадавшая животного, получит очко.

Командам предлагаются следующие карточки с изображением представителей животного мира: волк, еж, муравей, дятел, лисица, медведь, ворона, божья коровка, синица, скворец.

Четвертый – лишний!

Перед вами на экране 4 изображения (приложение 7), три из которых можно объединить в одну группу по какому – либо общему признаку. Таким образом, надо отметить среди них лишний рисунок, и объяснить, почему лишний. Команда, набравшая большее количество правильных ответов, будет считаться победившей.

Грибы: белый, подберезовик, подосиновик (съедобные), мухомор (ядовитый)

Деревья: береза, осина, ива, (лиственные), сосна (хвойное)

Животные: лиса, заяц, волк, медведь (впадает в спячку, не меняет шубу на зиму)

Ягоды: брусника, черника, клюква (растут в лесу), клубника (растет в огороде)

Насекомые: бабочка, комар, шмель (летают), лягушка (прыгает)

Кроссворд

Список литературы.

  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.
  2. Зверев А.Т. Экологические игры. Изд. 2-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ЗАО «Дом педагогики». 2001, - 56 с., илл
  3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго. Худ. Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2002 . 192 с.: ил. – (Потехе – час).
  4. Калугин М.А., Новоторцев Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 224 с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).