Атмосфера. Воздушные массы и господствующие ветра. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Тип урока: Комбинированный.

Цели и задачи урока: Сформировать представления и знания об атмосфере и климате Земли, познакомить учащихся с основными типами воздушных масс и постоянными ветрами. 

Образовательная: умение работать с картами, сформировать представления о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления.

Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, а также бережного отношения к окружающей среде.

Материалы и оборудование: физическая карта полушарий, климатическая карта.

Ход урока 

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент (1-2 мин.)
 Учитель здоровается с учениками Дети встают и здороваются с учителем.
2. Проверка дом. задания (8-10 мин.)
1) При каком давлении и почему выпадают атмосферные осадки?
2) Температура воздуха зависит от количества солнечного тепла. Всегда ли изотермы имеют широтное направление
1) При низком давлении, при жарких температурах воздух нагревается становиться легче и поднимется вверх поэтому при низком давлении господствуют восходящие потоки, так как воздух поднимается и нагреваться, и поэтому выпадают осадки ввиде дождя.
2) не все изотермы имеют широтное направление так как на температуру влияет не только количество солнечного тепла, но и теплые течения которые текут в разном направлении.
3. Объяснение нового материала (18-20 мин.)
Учитель вывешивает на доске карточку с термином «Воздушная масса» и сначала предлагает ученикам самим сформулировать определение. Затем если у учащихся не получается, можно дать подсказку – термин состоит двух слов, поменяйте слова местами: «масса воздуха» . Выделяются четыре воздушные массы:
Экваториальные – низкое давление
Тропические – высокое давление
Умеренные – низкое давление
Арктические – высокое давление
Учащиеся записывают в тетрадь.
Для того что бы обьяснить направление господствующих ветров, нужно нарисовать круг изображающую Землю, и выделить на ней районы высокого и низкого давления. Дети зарисовывают круг и выделяют области давления
После того как дети отметили области разного давления, учитель просит напомнить, как зависит направление ветра от давления.
После этого учитель задает вопросы.
Ветры дуют из области высокого давления в область низкого давления.
1)Меняются ли области высокого и низкого давления ?
2) Значит ли это, что ветры в этих областях не меняют своего направления ?
3) Таким образом, мы можем сделать вывод что господствующие ветры на Земле имеют такое направление как на нашем рисунке. Дайте им название
Но на самом деле эти ветры не имеют такого направление, так как есть сила отклоняющая тела в северном полушарии вправо, а в южном влево. Она называется силой Кариолиса. Итак ребята посмотрите на рисунок выделяем что от тропиков к экватору дуют пассаты, в умеренных широтах господствуют западные ветра, на некоторых прибрежных зонах муссоны.
Нет
Да
1) Ветер дующий от южного тропика до экватора – южный
2) от северного тропика к экватору – северный
3) от южного тропика к умеренным – северный
Ребята записывают в тетрадь
Вывод: Итак ребята мы с вами выделили основные воздушные массы 4 типа: экваториальные, тропические, умеренные, арктические, так же выявили направление ветров, что ветра дуют из области высокого давления в область низкого, но направления разные так существует сила Кариолиса которые отклоняет тела. Выделили что в экваториальных и тропических широтах господствуют пассаты, а в умеренных западные ветра. Ребята записывают в тетрадь.
4. Закрепление. (5-7 мин.)
Как называются ветры, дующие в направлении экватора?
Какие воздушные массы господствуют в вашей местности? Ветры каких направлений преобладают в вашей местности?
Пассаты
В нашей местности господствуют умеренные воздушные массы в умеренных широтах преобладают западные ветра.
5. Домашнее зад-е
№10 выучить записи в тетрадях Ребята записывают в дневник.