Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопрос, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает. Но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т. д). Всегда можно отыскать что- то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
И я надеюсь, что задания, которые я включила в разработку, помогут и учителям и ученикам полюбить русский язык.
Цели:
- развитие познавательного интереса к предмету;
- привитие навыков самостоятельной работы;
- формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь;
- воспитание любви к русскому языку, культуры речи, положительных мотивов обучения;
- обогащение словарного запаса.
Ход мероприятия
1-й конкурс. Секретный приказ.
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз, –
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
З П С Б Т К У Ы Ш Э Д Я Ж Ь Ф Ю Э
Ф Т Ш В З Ч П К Р С А Г П ОМ
Ы С Ы Э Л Ю Е К Н Ш Ж И Т ЯЧ З
Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ. (Ответ: Будь врагом лени.)
2-й конкурс. Слова-невидимки.
Слова-невидимки ужасно хитры,
Вот правила этой забавной игры.
Запомни: три буквы из первого слова
В таком же порядке в составе второго
И новая буква всего лишь одна.
Заменишь ты черточки все до конца?
─ В меня забрались жеребята.
В ─ ─ ─
─ Я первой в бой рвалась когда-то
─ ─ ─ ─
─ А я ─ подруга молотка
─ ─ ─ ─
─ Я ─ хлеб, я ─ кружка молока
─ ─ ─ ─
(Ответ: вика, пика, пила, пища.)
3-й конкурс. Наборщик.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова
1. Из слова ГРАМОТЕЙ составьте 19 слов
2. Из слова ГОСУДАРСТВО ─ 25 слов
(Ответ: 1. Герой, гром, гора, гам, рота, метр, метро, море, тема и т.д. 2. Год, город, град, оса, овраг, сода, сорт, сало, сор, сосуд, суд, удар. удав, трос, ус, дрова, дорога, род, рот, рост, рота, враг, вор, вода.)
Музыкальная пауза (песни о школе).
4-й конкурс. Четыре ДРАКОНА.
─ ─ ДРА
Этот дра по реке плывет.
КО ─ ─ Н ─
Этот кон только вниз растет.
Д ─ Р ─ ─ А
Этот дра от села к селу.
КО ─ ─ ─ Н
В этот кон положи стрелу.
─ ─ Д ─ РА
Этот дра обижает всех
К─ О ─ Н
Этот кон вызывает смех.
ДР ─ ─ А
Эти дра ─ штабельком в бору
КОН─ ─
Это кон завершил игру!
(Ответ: выдра, корень, дорога, колчан, задира, клоун, дрова, конец.)
Конкурс болельщиков.
Приготовьте духи из розы! (Ответ: роза – доза – доха – дохи – духи )
Попробуйте перемолоть рожь в муку. (Ответ: рожь – ложь – ложа – лужа – луза – муза – мука)
5-й конкурс. Любопытный.
На любой вопрос называйте только те слова, которые начинаются со звука [п]
– Где ты любишь бывать? (В планетарии)
– Где подписываются на газеты и журналы? (На почте)
– Где киоск? (В парке)
– Куда ты поедешь? (В Париж)
– Где письмо? (В почтовом ящике.)
– Где мяч? (На полу)
– Где машина? (На площади)
– Где папа? (В поезде)
– Какие вывески, начинающиеся на букву П, могут встречаться в городе? (Поликлиника. Прокат, Прием посуды. Пожарная охрана. Парфюмерия. Парикмахерская. Прачечная.)
– А теперь отвечай не задумываясь.
– Что на поле? (Пшеница, просо)
– Зачем охотники обычно носят ружье? (За плечами)
6-й конкурс. Где пословица зарыта?
Составьте пословицу из слов, причем берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
УХА(1), КАПУСТА(2), ФАРА(2), ХАЛАТ(2), ГЛАГОЛ(З), КОЗА(2), ВЕЛОСИПЕД(3), ВЕНИК(2), ИМЯ(1)
(Ответ: У страха глаза велики)
Подведение итогов.
Награждение по номинациям:
- Самые грамотные
- Самые дружные
- Самые веселые
- Самые отзывчивые
Список литературы:
- Волина В.В. Русский язык «Учимся играя».
- Родничок. Книга для внеклассного чтения.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 класс.
- Занимательный русский язык.