Спирты и фенолы. 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: Урок комплексного применения и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок - общения и систематизации полученных знаний.

Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме: "Спирты и фенолы".

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, гомологии, изомерии, строении и свойствах спиртов и фенолов;

развивающие:

информационные

  • способствовать дальнейшему развитию умений учащихся составлять уравнение реакций, расставлять в них коэффициенты;
  • развивать умение работать со схемами, слайдами презентации, компьютером, с лабораторным оборудованием;

интеллектуальные:

  • организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу комплекса имеющихся знаний и способов действий в изменённую ситуацию;
  • актуализировать личностный смысл учащихся по обобщению данной темы;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; обобщать, делать выводы;
  • развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда;
  • актуализировать личностный смысл учащихся к рассмотрению вопроса о вредном воздействии этанола на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с формулами, с информацией на экране и рабочими тетрадями, беседа, химический эксперимент с использованием средств ИКТ, и лабораторного оборудования, самоконтроль.

Организационные формы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация по теме: "Спирты и фенолы", СD - ресурсы (виртуальная лаборатория), учебники Габриеляна О.С. Органическая химия 10 кл. - М: Дрофа, 2007, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент. (Мотивация.)

Эпиграф: Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден - вперёд! [3]

(Слайд1)

II. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы (Слайд 2):

Сформулируйте цели нашего урока.

Итак, сегодня на уроке:

  • вы повторите, что такое спирты и фенолы;
  • вы выполните тренировочные задания;
  • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы уже так много знаете! (Слайд 3)

III. Анализ, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме: "Спирты и фенолы".

1.Актуализация знаний по терминам.

Разминка (устно, фронтально).

Поясни значение слов: кислородсодержащие соединения, функциональная группа, гидроксильная группа, гидратация, водородные связи, изомеры, гомологи.

2. Закрепление, обобщение, контроль знаний по теме:

Для более полного понимания, обобщения и закрепления темы "Спирты и фенолы" предлагается ответить на ряд ключевых вопросов (Слайд 4):

Какие вещества называют спиртами?

Учащиеся дают ответы, дополняя друг друга.

После ответа учащихся на вопрос, демонстрируются на слайде презентации верные варианты с определением класса спирты и общей формулы гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.

По каким признакам классифицируют спирты?

Учащиеся вспоминают основные признаки, лежащие в основе классификации спиртов, делают соответствующие выводы и дают ответы с места.

На экране демонстрируется слайд с классификацией спиртов.

Какие вещества называют фенолами?

Учащиеся с места пытаются дать определение классу фенолы.

После ответа учащихся демонстрируется на слайде определение класса фенолы, учитель исправляет неточности в ответах учащихся, акцентирует их внимание на строении фенил- радикала.

Что такое гомологи? (Следуют ответы учащихся).

Назовите 3 гомолога

первый ряд: бутанола, второй ряд: гексанола, третий ряд: пентанола

Что такое изомеры?(Следуют ответы учащихся).

Какие виды изомерии характерны для спиртов?

Учащиеся вспоминают основные виды изомерии спиртов. На экране слайд "Виды изомерии" (Слайд № 5)

А теперь в тетрадях дайте название соединения, формула которого есть у вас на карточке и напишите 1 вариант: изомеры углеродного скелета , 2 вариант: изомеры по положению гидроксо-группы для вашего соединения;

Какими химическими свойствами обладают одноатомные спирты?

Ученики с места перечисляют по очереди основные химические свойства одноатомных спиртов:

  • Спирты горят;
  • Реагируют с активными металлами
  • Реагируют с галогенводородами;
  • Вступают в реакцию дегидратации при нагревании;
  • Вступают в реакцию этерификации;
  • Вступают в реакции окисления.

На экране уравнения реакций отражающие химические свойства одноатомных спиртов.

А теперь выполните задание, самостоятельно допишите продукты реакции.(Слайд 6)

На экране слайд с незавершенными реакциями.

Учитель демонстрирует на слайде презентации уравнение реакции спиртов в полном виде, делает соответствующие комментарии.

Учащиеся, сверяясь с правильными уравнениями на доске, самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.

Назовите характерные качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы?

(Следуют ответы учащихся)

Проведите с помощью реактивов качественную реакцию на многоатомные спирты.

Десятиклассник проводит реакции получения свежеприготовленного Cu(ОН)2 и "Качественную реакцию на многоатомные спирты".

Все остальные ученики вспоминают правила по ТБ по проведению эксперимента. А затем записывают в тетрадях "Качественную реакцию на многоатомные спирты".

Учитель открывает на слайде продукты реакции .

Учащиеся сверяются и самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.

Внимание на экран (фрагмент опыта №5 Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3 (виртуальная лаборатория)).

Демонстрирует на доске слайд "Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3". Затем на экране открывается уравнение качественной реакции на фенол, учитель делает соответствующие комментарии. Ученики в тетрадях записывают уравнение качественной реакции на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3.

IV. Сообщения учащихся о губительном действии спиртов на организм человека.

Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?

Сообщение учащегося (презентация .Влияние этанола на организм человека).

Прослушав выступления, мы все сделали собственные выводы.
А сейчас я прошу вас закончить мою фразу:
Поздоровавшись с водкой, попрощайся :.с умом.
Когда появляется вино, удаляется:. мудрость.
Хмель шумит, ум :.молчит.
Вино ремеслу - не :..товарищ.
Услышанное на уроке надо мотать :.на ус.

V. Рефлексия.

Сядьте удобней, закройте глаза. Расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке (в это время звучит тихая музыка).

Я предлагаю вам выполнить рефлексивный тест, который не нужно подписывать.

В случае согласия с утверждением вы ставите знак "+" напротив него.

Рефлексивный тест. (Приложение №2)

А теперь поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, четыре плюса, три.

Эти оценки вы поставили мне. Если когда - нибудь школьники смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель "доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность, то это будет для меня высшей наградой".

VI. Домашнее задание

Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика. Через решение задач определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.

Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)

Спирты (Приложение №3)

Оценка "5"-11-10 заданий, "4"-9-8 заданий, "3"-6 и меньше.

Творческие задания (можно выполнить в паре или группой):

Подготовить 10-15 вопросов к игре "Да- нет" (по желанию);

Составить кроссворд "Спирты и фенолы" (Приложение №4) (по желанию);

подготовить плакаты на тему "Я веду здоровый образ жизни" (по желанию).

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.

VII.Литература.

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
  3. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.

Приложение № 1

Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: " Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему? " Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: " Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё вне этих кругов - это непознанное, ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений ".

Так что, чем шире и глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов.

На сегодняшнем занятии мы постараемся ответить на все вопросы, которые будут стоять перед нами.


Приложение № 2

Рефлексивный тест.

С помощью знаков - и + оцените каждое суждение.

1. Я прояснил (а ) сегодня много новенького для себя .

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На все возникшие вопросы я получил (а ) ответ.

4. Мне понравилось наше занятие.

5. Мне было интересно сегодня работать на уроке.


Приложение№3

Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)

Спирты

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1 (3 балла). Общая формула одноатомных спиртов:

A. R-СНО.

Б. R-ОН.

В. R-О- R1

Г. R-СООН.

2 (3 балла). Трехатомным спиртом является:

А. Этанол.

Б. Этиленгликоль.

В. Глицерин.

Г. Метанол.

3 (3 балла). Название вещества, формула которого

СН3-СН -СН2-СН3
             |
         ОН

А. Бутанол-1.

Б. Пропанол-2.

В. Бутаналь.

Г. Бутанол-2.

4 (3 балла). Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:

A. Изомерия положения кратной связи.

Б. Пространственная изомерия.

B. Изомерия положения функциональной группы.

Г. Все ответы верны.

5 (3 балла). Вещество, которое не вступает в реакцию с этиловым спиртом:

А. Калий.

Б. Кислород.

В. Оксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

6 (3 балла). Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

А. Оксид меди (II).

Б. Бромная вода.

В. Гидроксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

7 (3 балла). Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:

А. Этиловый.

Б. Метиловый.

В. Пропиловый.

Г. Бутиловый.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

8 (8 баллов). Составьте уравнения реакций по схеме:

этан -> этен > этанол > этилат натрия.

9.(2 балла). Вещество, применяемое как пищевая добавка:

А. Глицерин. В. Метанол.

Б. Этиленгликоль.

10. Дайте определение понятия "реакция дегидратации".

Оценка "5"-9-10 заданий, "4"-7-8 заданий, "3"-5 и меньше.