Дружба и труд все перетрут

Разделы: Логопедия


Цель: В процессе творческих подходах в режимных моментах приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

  • Закреплять артикуляционную гимнастику.
  • Развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей за счет слов русского быта (гонец, ярмарка, свиток, ремесленник,).
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Методы и приемы: Практический, наглядный, словесный.

Оборудование. Дети в народных костюмах, музыка. Музыкальные инструменты: баян, балалайка, гусли, ложки. Индивидуальные зеркала, трафареты матрешек, красная краска, баночки для воды, салфетки, разрезные картинки, картинки для составления слова «дружба».

1. Организационный момент.

Фонематическое восприятие (Звучит музыка. Дети в русских народных костюмах входят в зал).

Учитель-логопед. Какие инструменты вы слышите? (ответы детей).

Они доносятся с ярмарки?

Что такое ярмарка?

Ярмарка – устраивается большой торг с увеселениями, развлечениями, для оптовой продажи и закупки товаров.

Когда они проводились?

Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправляемся на старинную русскую ярмарку. Пойдем, посмотрим на людей, да и себя покажем. (в центре зала выставлены ярмарочные изделия).

2. Развитие сенсорных и моторных функций .

Скоморох:

Почтенные господа!
Пожалуйте все сюда
Народ собирается
Ярмарка открывается
Собрались тут игры разные, разнообразные
Из русской старины
Из российской страны.
Подходи выбирай в любую играй !

Игра «Бумага, ножницы, камень».

Описание: Скоморох называет предмет. Дети показывают «бумага» - ладонь прямая, «ножницы» - указательный и средние пальцы рук накрест, «камень» - кулак.

3. Артикуляционная гимнастика.

Учитель - логопед. А у нас есть игры для языка. «Улыбка», «Заборчик» , « Лопаточка», « Чашечка», «Качели».

Скоморох. Вы мне и нужны . Беда у нас приключилась. Соловей разбойник повадился , всех ссорит между собой, войны хочет. Утихомирить его может только богатырь Илья Муромец.

Учитель-логопед. Ребята кто такой богатырь? Вспомните, в каких произведениях русский народ рассказывает о богатырях?

Скоморох предлагает ребятам карту – схему для поиска Ильи Муромца и передачи ему свитка.

4. Введение нового слова.

Учитель - логопед. Что такое свиток?

Свиток – свернутая трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги.

Скоморох дает объяснение значения слова, свиток. Дети отправляются в путь, следуя по карте.

5. Произношение звуков в словах, развитие воображения.

Игра «Отгадай загадки».

Произнести правильно звуки в словах.

Описание: Дети отгадывают загадки о домашней утвари и произносят отгадки.

Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдыхает,
Сам в угол идет
(ухват).

Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись со двора.
(коромысло).

6. Образование прилагательных от существительных.

Учитель-логопед. Кто такой ремесленник?

Ремесленник – человек который занимается ремеслом. Каких ремесленников вы знаете?

  • Матрешка из дерева, значит она какая? (деревянная).
  • Лапти из бересты, значит они какие? (берестяные).
  • Свистульки из глины, значит они какие? (глиняные).

7. Развитие мелкой моторики.

Трафареты матрешек. Расписать матрешку росписью, приемом пальчиковая живопись.

D:\img012.jpg

8. Динамическая пауза.

Дети танцуют под музыку «Мы матрешки»

D:\img011.jpg

а) Мы веселые матрешки
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки

б) Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки

в) В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Мы похожи словно сестры
Ладушки, ладушки

Затем дети продолжают путь к Илье Муромцу по карте.

9. Составь слово «Дружба».

Игра «Назови слово по первым звукам»

Соловей разбойник разбрасывает картинки с изображением предметов.

Дети должны по первым звукам картинок составить слово ДРУЖБА.

D:\img012.jpg

Составление предложений со словом «Дружба».

10. Развитие мышления

Складывание картинки «Ильи Муромец».

Звучит торжественная музыка, выходит Илья Муромец.

11. Обогащение словарного запаса.

Илья Муромец просит назвать пословицы о дружбе, о Родине.

  • Друг познается в беде.
  • Дружба и труд все перетрут.
  • У дружбы нет границ, а у знаний нет дна.
  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.
  • Дружба и братство – дороже любого богатства.
  • Дружба в любых делах помощница. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Илья Муромец.

Молодцы! Постарались вы на славу. Все препятствия прошли

Соловья – разбойника одолели, свиток мне донесли.

За отвагу и за храбрость, награждаю вас друзья.

Илья Муромец награждает детей медалями.

12. Итог занятия.

Учитель – логопед. Нам пора возвращаться. Где мы с вами были? (на ярмарке).

Что больше всего вам понравилось?

Как вы думаете, почему удалось победить Соловья-разбойника?

Учитель-логопед.

Да, победили мы с вами потому, что дружба и труд – все перетрут.