Поговорим о поэзии модернизма

Разделы: Литература


Последняя цель искусства –   пересоздание жизни

Андрей Белый

Учащиеся разделены на течения по группам (символисты, акмеисты, футуристы, поэты вне групп). На столах находятся таблички с названием литературного течения.

Ход урока

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий-
Только оклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете-
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?

Этим стихотворением, раскрывающим путь к пониманию поэзии, мне бы хотелось начать урок, посвященный поэзии модернизма.

2. Слово Учителя.

Мы изучили основные течения поэзии модернизма, сегодня цель нашего урока – обобщить знания о поэзии модернизма. И для этого мы еще раз окунемся во времена 20 века, когда произошел всплеск поэзии, которая в историю развития литературы вошла как поэзия Серебряного века.

3. Работа с эпиграфом.

Ребята, все согласны с данным высказыванием? (учащиеся высказывают свои точки зрения, в которых прослеживается неоднозначность суждения).

В конце урока мы вернемся к словам А. Белого и попытаемся доказать или опровергнуть это высказывание.

4. Постановка проблемы.

К какому течению относится данное стихотворение? (стихотворение прочитано учителем):

Окно мое высоко над землей,
Смотрю на море жадными глазами.
Я мечтою ловлю уходящие тени,
Тайны созданных созданий.
О, как люблю, люблю случайности
И стих, в котором пенье струй.
Хочу любви– и не могу любить
Опять, как в годы золотые.
И трудно дышать, и больно жить,
И сердце навеки угрюмо.
Кабы нас с тобой – да судьба свела –
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Ураган,
огонь,
вода
Подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранней
Проскакал на розовом коне.

(Учащиеся высказывают свои точки зрения, в которых прослеживается неоднозначность ответа).

5. Слово Учителя:

Сегодня на уроке мы должны ответить на следующие вопросы:
Согласны ли вы с высказыванием?
К какому течению относится данное стихотворение?
Создать образ поэта-модерниста.

6. Беседа об особенностях течений.

1.Давайте вспомним поэтов, которые являются представителями ваших течений. (после называния учитель открывает обратную сторону доски, на которой висят портреты поэтов).

2.Вопрос Учителя: “Что может объединят данных поэтов?”

3.На доске представлены понятия, выберете, которые относятся к вашим течениям.

Конкретно-чувственное восприятие внешнего мира

Интуитивное постижение мирового единства, тайн мироздания

Символ

Импрессионистические мотивы

Спасительная миссия красоты

Обращение к образам греческой и римской мифологии

Познание потустороннего мира через призму реального

Адамизм

Познание реального мира

Достоверность образа

Стремление освободить искусство от идейности

Эксперимент словотворчества

Антиэстетизм

Представление урбанистической цивилизации

Пафос погрома

Главное– форма, а не содержание

Погруженность в себя, создание своего собственного мира

Постижение мира и через символы, и через конкретные образы

Тема рока, судьбы

Индивидуальность

Музыкальность

Декаденство

Учащиеся выбирают понятия своей группы.

4.Какие можете назвать черты, объединяющие течения.

(Мистическое содержание, новаторство языка,художественная впечатлительность,творческая индивидуальность)

6. Работа с атрибуцией.

На столе у вас стихотворения, относится ли оно к вашему течению, если нет, то передайте тому, кому относится ( учащиеся аргументируют ответ и передают стихотворения той группе, которой оно принадлежит).

7. Просматривание картин художников– модернистов: А.Я.Головин “Фарфор и цветы”, К.Моне “Сад с прудом в Живерне”, Штеренберг “Столик и елка”, У.Боччони “Восставший город”.

Какие впечатления вызывают у вас данные картины?

Что изображено на картинах?

Что объединяет эти картины?

Какая картина и что в ней вас бы привлекло как представителя вашего течения?

Какие краски используются?

Соотносится ли стихотворения, которые лежат у вас на столе, с какой-нибудь из данных картин, приведите пример.

8. Прослушивание музыки композитора 20 века И.Ф. Стравинскго “У Петрушки”.

Что вы услышали в данной композиции?

Передает ли она настроение времени и чувств поэтов-модернистов?

(Учащиеся делают вывод о взаимосвязи поэзии и другими видами исскуства).

9. Беседа о лексическом строе языка стихотворений.

Что еще помогает в определениии автора стихотворения?

(Лексический строй языка).

Задание: какие языковые средства чаще всего используют символисты, акмеисты, футуристы, поэты вне групп? Для этого вы должны исследовать лексический строй языка стихотворения вашего течения.

(Учащимся предлагаются следующие стихотворения: символизм “Вода”, акмеизм “Беатриче”, футуризм “Адище города”, поэты вне групп “Вот опять окно”).

10. Выразительное чтение стихотворений.

11. Анализ лексического строя языка данных стихотворений.

12. Работа с афоризмами.

Выберете афоризмы, которые раскрывают основную задачу каждого течения и аргументируйте свой ответ:

ТЕОДОР ДРАЙЗЕР

Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках.
Слова – это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.

АЛЕН

Во всяком искусстве произведение рождает мысль, а не наоборот.
Искусство писать предшествует искусству мыслить.

МАКС БИРБОМ

В прошлом всегда есть что-то абсурдное.

СИРИЛ КОННОЛИ

Искусство – это память, а память – вновь испытываемое желание.

ОЛДОС ХАКСЛИ

В искусстве простые вещи бывают сложнее самых сложных. Чтобы решать простые задачи, нужен талант – и не от головы, а от сердца.
Абсурд, как и поэзия, с которой он тесно связан, как философское умозаключение, как всякий вообще продукт воображения, есть утверждение духовной свободы человека, восставшего против тирании обстоятельств.
Поэзия – это не чары, не волшебство. Наоборот. Если считать, что у поэзии, у искусства вообще, есть некая цель, то цель эта – говоря правду, освобождать от чар, отрезвлять...

ГИЛБЕРТ ЧЕСТЕРТОН

Искусство – это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке.

ВЕСЛАВ БРУДЗИНЬСКИЙ

Большое искусство – играть так тонко, чтобы не задеть ушей тех, кто сидит в первых рядах, но чтобы галерка услышала каждое слово.

АЛЕКСАНДР КУМOP

"Жизнь подражает искусству".

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ

Искусство жаждет самовластья
И души черпает до дна.
Едва душа вздохнет о счастье –
Она уже отрешена.
Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них...
Искусство – это приотворенные двери в вечность

МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОЛОШИН

Искусство живо –
Живою кровью принесенных жертв.
Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытных тайниках его души.

ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ

Искусство должно быть холодным.

ФЕДОР СОЛОГУБ

Символ – окно в бесконечность.
Искусство должно будить и будоражить.

Учащиеся выбирают афоризмы и доказывают свою позицию.

12. Возвращение к проблемам, поставленным в начале урока.

Учащиеся обосновали правильно высказывание, взятое эпиграфом к уроку, определили, что стихотворение относится к разным течениям.

13. Работа с теоретико-итературоведческими понятиями.

Центон – стихотворение, собранное по строчкам из стихотворений одного или разных поэтов.

14. Устное словесное рисование.

Каждый назовет ту черту, которая может быть у поэта, исходя из вашего течения.

Варианты:

Задумавшийся, одежда разного цвета– индивидуальность, отказ от старых устоев.
Улыбающийся – приветствие. Будущее.
Сидящий в окне (взгляд в другой мир)
С книгой стихотворения. Воздействие своей поэзией на читателя.

Учитель говорит, что,как читатель, тоже имеет свое представление о поэте-модернисте (на слайде представляет нарисованный обобщенный портрет поэта-модерниста).

15. Подведение итога учащимися.

Вывод: поэзия модернизма внесла большой вклад в развитие культуры и искусства, модернисты, отличающиеся непохожестью, индивидуальностью, преобразили мир средствами искусства.

Литературные течения заявили свою программу, задачи искусства, которые раскрываются в темах, идеях, языке и творческой личности самого поэта. Идейная направленность – духовное возрождение человека в период катастроф, революций начала 20 в.

Вы должны выбрать листочек по цвету и написать, что вы узнали нового (зеленый), что для себя открыли (голубой), изменили точку зрения в …(желтый).

16. Домашнее задание.

Сочинение – размышление над цитатой, которая на ваш взгляд отражает сущность поэзии модернизма.

17. Выставление оценок.

Ребята, я вас прошу оценить себя самим и на листочке поставить себе оценку за работу на уроке (учитель выдает специальные листики).

Учитель: “Я вам желаю выбрать путь к поэзии, вы поняли, что поэзия ставит нас перед выбором, поэтому смотрите, слушайте, чувствуйте поэзию сердцем!”

Презентация к уроку прилагается.