Бинарный урок (алгебра + физика) "Линейная функция". 7-й класс

Разделы: Математика, Физика

Класс: 7


Цели:

Образовательные:

  1. Повторить, обобщить, закрепить, проверить знания и умения по теме «Линейная функция»;
  2. Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физики.

Развивающие:

  1. Развитие навыков построения графиков функции у = kx + b;
  2. Развитие логического мышления, инициативы, самостоятельности;
  3. Развитие умений анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;
  2. Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.

Оборудование:

  • Раздаточный материал;
  • Мультимедиа - проектор;
  • Компьютер;
  • Лабораторное оборудование.

Тип урока: обобщающий.

Форма работы: фронтальная

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. (Слайд №2)

Учитель объявляет тему урока.

2. Постановка задач и целей урока. (Слайд № 3)

Учитель совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.

3. Рефлексия. (Слайд №4).

Учитель: Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и отметьте его.

  • Если вам хорошо, вы готовы к изучению нового материала и вы думаете, что все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик счастья.
  • Если вы переживаете, что вы недостаточно готовы к изучению нового материала и тревожитесь, что не все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик печали.
  • Если вы тревожитесь о том, что вы совсем не готовы к изучению нового материала и большинство вопросов вам будут непонятны, то выбираете плачущего смайлика.

4. Устное повторение узловых вопросов алгебры.

Фронтальная работа с классом. (Слайд № 5).

  • Какая функция называется линейной?
  • Её область определения?
  • При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?
  • Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?
  • Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?
  • Чем обусловлено различие графиков этих функций?
  • Какие виды линейной функции y = kx + b вы знаете? (Слайд № 6)

5. Самостоятельная работа.

  1. Учашимся предлагается письменно выполнить следующие задания в форме теста. (Слайды № 7 - 15)

При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).

  • График какой функции лишний? (Слайд № 8)
  • На каком рисунке коэффициент k в уравнении линейной функции отрицателен? ( Слайд № 9)
  • На каком рисунке свободный член b в уравнении линейной функции положителен? ( Слайд № 10)
  • Составьте уравнения прямых, изображенных на рисунках. ( Слайд № 11)
  • На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности у = kx? Ответ объяснить. ( Слайд № 12)
  • Ученик допустил ошибку при построении графика одной функции. На каком рисунке? ( Слайд № 13)
  • На рисунке изображены графики функций: у = 3х, у = - 3х, у = х – 3. Под каким номером изображен график функции у = -3х? ( Слайд № 14)
  • Задать формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -8х + 11 и проходит через начало координат. ( Слайд № 15)
  1. Выполняется проверка выполненной работы. (Слайды № 16 – 24) )

6. Работа с классом.

Составьте математическую модель для решения задачи. (Слайд № 25)

В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 50 тысяч.

Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 4 дня?

Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:

  • Будет ли данная зависимость линейной?
  • Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?
  • Постройте данный график в тетради.

Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание. После этого решение обсуждается со всеми учащимися. (Слайд № 26 )

7. Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение линейной функции на уроках физики.

Работа с классом.

  1. Рассматриваются задачи на применение линейной функции. (Слайды № 27 - 32)
  2. Выполняется по группам лабораторное исследование:
    • Установить зависимость силы тяжести от массы тела (Слайды № 33 - 36);
    • Установить зависимость массы жидкости от её объема (Слайды № 37 - 40) ;
    • Установить зависимость силы упругости от деформации тела. (Слайды № 41 - 43)

Делаются соответствующие выводы.

  1. Учащимся предлагается выполнить практикум по применению закона Гука и чтению графиков функций (Слайды № 44 - 46).

8. Применение линейной функции в других науках и сферах нашей жизни.

Работа с классом.

Рассматриваются задачи в

  1. Анатомии (Слайды №47 - 48).
  2. Психологии (Слайды №49 - 51).
  3. Криминологии (Слайды №52 - 54).
  4. Экономике (Слайды № 55 - 56).
  5. В быту (Слайды № 57 - 58).

Вывод.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели применение линейной функции в разных науках и сферах деятельности (Слайд № 59)

9. Расширение кругозора.

Учащимся предлагается подумать над следующим заданием: Что происходит внутри, когда ты открываешь дверной замок? (Слайд № 60 – 61)

(Данная задача предлагается учащимся в качестве домашней для группы сильных учащихся)

После этого один из учащихся данной группы рассказывает о происходящем процессе.

  • Оказывается, к функциям можно применять арифметические действия по определенным правилам и в определенных условиях. Приведу очень наглядный пример, где встречается необходимость применения действий к функциям.
  • Посмотрите на рисунок. Знаете ли вы, как таким ключом открывается дверь? Что происходит внутри, когда вы открываете дверной замок? Чтобы замок открылся, нужно повернуть барабан, в котором сделана замочная скважина. Но этому препятствуют штифты, стоящие тесным образом внутри скважины, скользящие вверх-вниз. Каждый из штифтов нужно поднять на такую высоту, чтобы их верхние торцы оказались вровень с поверхностью барабана. Это делает ключ.
  • С точки зрения математики, вся эта механика есть не что иное, как операция сложения двух функций. Одна из них – профиль ключа, другая – линия, очерчивающая верхние торцы штифтов, когда замок заперт. Секрет дверного замка в том, что в результате сложения двух функций, получается функция-константа, постоянное значение которой равно диаметру барабана.

10. Подведение итога урока. (Слайды № 62 - 63).

Учитель: Еще раз давайте повторим.
Что вы узнали нового?
Чему научились?
Что показалось особенно трудным?

11. Домашнее задание. (Слайд № 64).

12. Рефлексия :

Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика. (Слайд № 65)

Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго!

Спасибо за урок. (Слайд № 66)

13. Литература :

  1. Учебник «Алгебра – 7», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, «Просвещение», 2009 год.
  2. Учебник «Физика – 7», Н.В. Перышкин, Москва, «Дрофа» 2009 год.
  3. «Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение», 2008 год.
  4. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 -11 классах, Москва, «Просвещение», 2008 г.
  5. Ресурсы Интернет.

Презентация.

Приложение 1