Что в имени твоем, поселок?

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. познакомить учащихся с историей происхождения названия посёлка Пролетарий Верхотурского района Свердловской области;
  2. расширять кругозор учащихся, любознательность;
  3. воспитывать чувства патриотизма к родному краю.

Оформление: выставка фотографий «Родные места в объективе», презентация «Что в имени твоём, посёлок?».

Ход урока

(На экране демонстрируется слайд 1)

Ведущий:

Мой край родной!
Как он прекрасен,
Купаясь в утренней росе
Иль на закате.
Под солнечным лучом,
Сверкая куполами,
Под звон колоколов,
Звучащими над нами.

Мой край родной,
Таинственный и нежный,
Ты - островок моей надежды.
Там для души всегда найдешь ты теплоту.
Я лучше края в мире не найду.

Мой край родной!
Как он чудесен!
Стоя на берегу двух рек,
Купаясь в звоне колокольном,
Шумит повсюду хвойный лес.

Мой край родной!
Теплее слова
Вы не найдёте никогда!
«Мой край родной,-
Кричать готова,-
Как я люблю, мой край, тебя».
Ликецкая Екатерина , 2008 год

- А что для вас означает слово «Родина»?

(Ответы учащихся. Ведущий записывает ответы учащихся на доске)

- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое Родина? Кто-то скажет, что это страна, где человек родился и вырос и где живет народ, к которому он принадлежит. Другие ответят, что это родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер, дедушек и бабушек, родственников и друзей. А можно услышать, что Родина – это родной край, где всё знакомо и дорого: и тропа от родительского дома, и яблоня под окном, посаженная в день твоего рождения. [2]

И где бы мы не находились, нас всегда будет тянуть домой, потому что знаем, что это то место, где нас всегда ждут и всегда нам рады.

( На экране демонстрируется слайд 2)

- Наша малая Родина – небольшой поселок, расположенный на территории Верхотурского района Свердловской области.

Интересно, а почему наш посёлок называется «Пролетарий»? Ребята, может быть, вы знаете ответ на это вопрос?

(Ответы учащихся)

- Для того, чтобы найти правильный ответ на это вопрос, мы должны обратиться за помощью к интересной науке, которая называется топонимика (на экране демонстрируется слайд 3)[1]

- Мало кто из нас догадывается, что через географическое название (топоним), можно узнать историческое прошлое любого объекта на земле, природного или созданного человеком.

Название поселка «Пролетарий» - это тоже топоним, происхождение и значение которого нам предстоит узнать. Для этого мы совершим путешествие в прошлое «Что в имени твоём, посёлок?» (на экране демонстрируется слайд 4)

(Звучит фонограмма мелодии "Уральская рябинушка" (муз. Е.Родыгина, сл. П.Пилипенко). Выходят ученики, одетые в одежду начала XX века)

Сценка:

Ученик 1. (оглядывается) Григорий, посмотри, какая красота вокруг!

Ученик 2. Да, Иван, место подходящее. И река сплавная, и лес ценный, да и дорога рядом. Хорошее место.

Ученик 1.Пилораму нужно ставить да рабочих набирать.

Ученик 2. На этом и решили.

(Ученики уходят. На экране демонстрируется слайд 5)

Ведущий: В 1901 году на заливном месте на левом берегу реки Тура с благословения чиновников Верхотурской городской управы было основано частное предприятие лесопромышленного товарищества Ивана Лаптева и Григория Манаева, куда также входили Лялинский и Туринский лесопильные заводы и склады на одноименных реках.

В устье реки Актай было заложено еще одно предприятие Лаптева, состоящее из лесопилки и мельницы.

Всего в производстве было занято около 30 человек. Они жили в деревянных бараках на односторонней улице рядом с трактовой дорогой Кушва - Верхотурье.

(Звучит запись стука молотков, голоса людей, звук идущего паровоза)

Ведущий (удивленно): Что это за звуки? Мы, наверно, с вами очутились в 1903 году. Именно в 1903 году в 5 верстах от города Верхотурье началось строительство железной дороги и железнодорожного моста через реку Тура (на экране демонстрируется слайд 6). Новую железную дорогу Кушва - Надеждинск строил Богословский рельсовый завод, которому был нужен дешевый транзитный путь. В строительстве железнодорожного моста участвовало много рабочих, особенно на сооружении высокой земляной насыпи. Так, в 1905 году Богословская железная дорога вошла в общую железнодорожную сеть. Возникла станция Верхотурье, вокруг которой быстро начал расти поселок.

(Звучит запись грохота пушек, пулемёта, выстрелов. За столом сидит ученик в одежде красноармейца и пишет письмо, читая его вслух)

Ученик: С той и с другой стороны грохотали пушки, трещали пулеметы. Белогвардейцы, уверенные в успехе, пошли по тракту к открытому полю плотными цепями, стреляя на ходу из винтовок. Весь день у Путимки шел жаркий бой. Белые вводили свежие силы, но их атаки захлебывались. Сломить сопротивление красноармейцев не удалось.

Настала тревожная ночь. Вокруг Путимки и Глазуновки были установлены сторожевые посты, обеспечена охрана обоза и боеприпасов. Утром в субботу 12 октября бой возобновился. Теперь белые не шли в открытую атаку, маскируясь за кустами, кочками и буграми, скапливались у перелесков, стараясь взять обороняющихся «в клещи». Вместе с нами здесь стойко сражались сосьвинские и надеждинские рабочие. Но силы были слишком не равны, и нам пришлось отступить на заранее подготовленные позиции в устье реки Актай. Ваш красногвардеец Алексей Семенович Лаптев. [3]

(Ученик уходит. На экране демонстрируется слайд 7)

Ведущий: 13 октября 1918 года к исходу дня белые вошли в Верхотурье. Бои у Актая продолжались два месяца. Красноармейцы укрепились в устье реки Актай. Их позиции – окопы и блиндажи – были заранее подготовлены на правом берегу. На левом берегу расположились белогвардейские части. Здесь красноармейцы на два месяца задержали дальнейшее наступление белых.

Вместе с красноармейскими отрядами 29-ой дивизии под командованием Б.В.Дидковского сражался китайский батальон. Батальон китайских добровольцев под командованием Жен Фу-чена, сформированный в Алапаевске, являлся важной силой красных в этом районе.

Бои велись с переменными успехами в течение ноября-декабря. Красноармейцы и китайский батальон вели не только оборонительные бои, но и несколько раз переходили в контратаки, отбрасывая противника до города Верхотурье.

При двойном - тройном перевесе сил в пользу белых, красноармейские части были вынуждены отступить в Выи Нижней Туры. Были многочисленные человеческие потери. [3]

Чьи-то добрые руки собрали тела 500 убитых и захоронили в братской могиле на правом берегу реки Актай. На том месте был поставлен деревянный крест. В пятидесятых годах XX века был сооружен памятник на лесной поляне, выше захоронений (на экране демонстрируется слайд 8 - 9). И по сей день, гуляя по лесу, можно увидеть этот памятник прошлому, на котором есть такая надпись: «Вечная слава бойцам интернациональной бригады, павшим в борьбе за Советскую власть».

После установления Советской власти в Верхотурье в память об этом событии в пятидесятые годы началось строительство улицы на левом берегу реки Актай, которая получила название «Красноармейская».

3 июля 1920 года вошло в традицию празднования Дня освобождения поселка от белогвардейцев. В этот же год красноармейцы в знак глубокого уважения к павшим за Советскую власть переименовали поселение Лесозавод в поселок Пролетарий (на экране демонстрируется слайд 10)

(Звучит фонограмма мелодии "Уральская рябинушка". На экране слайды листаются в обратном порядке до слайда 4)

Ведущий: Вот и все. Наше путешествие в прошлое подошло к завершению. Ребята, скажите, пожалуйста, мы получили ответ на самый главный вопрос нашей сегодняшней встречи «Что в имени твоем, поселок?»?

(Ответы учащихся. Ведущий задает наводящие, уточняющие вопросы)

- Мне очень хочется узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии. Сейчас я раздам каждому из вас небольшие анкеты, на вопросы которой вам предстоит ответить.

(Ведущий раздает каждому ученику анкету, которая включает следующие вопросы:

Ведущий: В заключение нашей встречи, хочется сказать о том, что есть много способов заглянуть в прошлое, приблизить его к нам, но при этом всегда нужно помнить , что без знания прошлого невозможно понять настоящее.

Список литературы

  1. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Соловьев В.М. История России для детей и взрослых.- М.: Белый город, 2003.
  3. Фомичев И., Борисов А. Верхотурский уезд в период революций и гражданской войны.- Верхотурье, 2009.

 Презентация.