Звуки [д], [д'], буквы Д, д

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с буквами Д, д, звуками [Д], [Д,], учить давать характеристику звукам, учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению.
  2. Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, расширять кругозор учащихся.
  3. Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

  1. “Русская азбука” В.Г.Горецкий.
  2. Рисунки: царевна, кот ученый, русалка, дуб, морская звезда, звезда в небе, звезда на погонах.
  3. Звуковая схема к слову дельфин.
  4. Рисунок избушки (“Путаница”).
  5. Раздаточный материал (карточки с изображением дивана, дельфина, дома, душа, дракона, листика).
  6. Раздаточный материал (карточки “Обведи букву).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

Ребята, любите ли вы сказки? Какие сказки вам нравятся? Сегодня к нам на урок пришли сказочные персонажи. Откуда они, я думаю, вы мне скажете позже.

<Рисунок1>

Кот ученый. Кот сидит рядом с избушкой, в которой запутались буквы. Давайте поможем ему разобраться, какие буквы запутались. (Дети называют буквы, учитель выставляет их на доску.)

<Рисунок 2>

О У И Е Б Ы

– Назовите лишнюю букву. Почему она лишняя?

– Назовите буквы, которые указывают на мягкость предшествующих согласных.

– Какая из этих букв может обозначать 2 звука? Какие? Когда она обозначает 2 звука?

Кот ученый благодарит вас за работу и приглашает нас к следующей гостье. Вы ее узнали? (Русалка.)

<Рисунок 3>

– Кто такие русалки? (Высказывания детей.)

– Какая книга поможет нам дать точное определение этого слова? (Толковый словарь.)

Русалка – мифическое или сказочное существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

Русалочка что-то прячет за собой. Для того, чтобы она сошла с места, нам нужно хорошо поработать на уроке. И в начале отгадать загадку, которую она приготовила для нас:

Раскидистый, могучий,

Поднялся к самой туче. (Дуб.)

<Рисунок 4>

– Из какого стихотворения этот дуб? Кто его написал?

Звукобуквенный разбор слова дуб.

Характеристика звука [Д].

– Дуб, береза, ольха, сосна – как назвать их одним словом? (Деревья.)

– Назовите 1-й звук в этом слове.

Характеристика звука [Д,].

3. Сообщение темы урока.

На письме звуки [Д], [Д,] обозначаются согласной буквой Д. (Знакомство с буквой Д.)

– Как выдумаете, в русской азбуке 1 или 2 буквы Д?

– Для чего нам нужна большая буква Д? (Ответы детей.)

– Ребята, русалочка очень довольна вашей работой и приглашает вас прогуляться по ее домику. Какая буква у нее в руках? (Д) Она поднялась на верхний этаж и буква д встала перед буквой а. Что у нас получилось?

img5.jpg (4759 bytes)

<Рисунок 5>

– Давайте вместе с русалочкой почитаем слоги-слияния. (ДА, ДО, ДУ, ДЫ, ДЕ, ДИ)

– Назовите слоги с мягкими согласными. Что указало на мягкость?

Ф и з м и н у т к а.

– С какой буквой мы познакомились на уроке?

Работа в парах:

img6.jpg (2108 bytes)

<Рисунок 6>

– Перед вами лежат карточки с рисунками. Выложите их в ряд. Отложите во 2-й ряд карточки со словами, которые начинаются на букву Д.

– Проверка. (Диван, дельфин, душ, дом, дракон.)

– Какие звуки может обозначать буква Д?

– Разделите карточки на 2 группы – в 1-й группе слова, в которых мы слышим мягкий звук [Д,], а во второй группе слова, в которых мы слышим твердый звук [Д].

Проверка.

– Посмотрите внимательно на карточки и назовите слово, которое подойдет к схеме, которая появилась у русалочки.

img7.jpg (2635 bytes)

<Рисунок 7>

Дельфин.

– Кто из вас видел дельфинов?

– Где их можно увидеть? (В морях, в дельфинарии, в океанариуме…)

– Итак, мы вместе с русалочкой отправляемся в океанариум. Давайте прочитаем, каких животных мы можем здесь встретить.

На доске:

Дельфин – дельфины

Рыба – рыбы

Звезда – ?

Чтение слов 1 столбика. Что общего?

Чтение слов 2 столбика. Что общего?

– Кто догадался, какое слово пропущено? (Звезды.)

– Что обозначает это слово?

img8.jpg (4882 bytes)   img9.jpg (3763 bytes)  img10.jpg (5182 bytes)

<Рисунок 8, 9, 10>

Давайте представим, что недавно мы были в океанариуме, и хотим об этом рассказать русалочке, используя слова с доски.

– С чего начнем свой рассказ?

– О чем скажем в основной части?– Как мы можем завершить свой рассказ?

– Молодцы! А теперь русалочка приглашает нас туда, где живут морские звезды – на морское дно.

4. Работа по учебнику. (стр.109)

На морском дне работают водолазы.

– Кто это такие?

Водолаз – специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и со специальным снаряжением.

Чтение учителем.

– Кем работают папы Нади и Димы?

Чтение по цепочке.

Работа над содержанием.

Как можно озаглавить рассказ?

Жужжащее чтение.

Чтение отдельными учениками.

5. Обобщение.

Русалочке понравилось как вы работаете, но она забыла, как называется буква, с которой мы познакомились на уроке. Подскажите ей. Какие звуки она может обозначать?

6.Самостоятельная работа на карточках “Обведи букву”.

<Рисунок 11>

Проверка.

Итог урока.

<Рисунок 12>

Русалочке понравилось как вы сегодня работали, и она хочет подарить вам вот такую волшебную звезду, на которой она сама написала букву Д.

<Рисунок 13>