Урок-игра по истории России "Знатоки истории". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Как правило, урок проводится для подведения итогов по изученной теме, можно проводить в конце учебной четверти, в конце учебного года. Подготовка оборудования и материалов урока не требует много временных затрат. По аналогии можно подготовить уроки как итоговые по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы.

Урок-игра “Знатоки истории” (история России, 7-й класс).

Класс предварительно делится на команды (не более 4-5-ти учеников), выбирается жюри (два ученика из наиболее опытных игроков, они работают быстро, слаженно, спокойно, появление результатов не затягивается); команд может быть столько, сколько вы посчитаете нужным – прямая зависимость от количества обучающихся в классе).

Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по курсу истории России, углубить знания обучающихся по курсу истории, вызвать дополнительный интерес к предмету.

Оборудование:

  • подготовленные конверты с заданиями для каждой команды;
  • чистые листы формата А-4 №1,2,3 для выполнения заданий;
  • оценочный лист (для оценки вклада каждого члена команды в победу);
  • исторический документ для анализа (в данной игре – таблица “Табель о рангах”);
  • лист с наклеенными картинками “Угадай, что (кто) это” (в данной игре – картинки, вырезанные из старых списанных учебников: собор Василия Блаженного, Эрмитаж, памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве,памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге; держава, шапка Мономаха, портреты А.В. Суворова, Ф.М. Ушакова, Петра Великого, А. Меньшикова. Подбор картинок зависит от вашего желания и наличия материала);
  • карта (из списанных учебников и атласов), аккуратно разрезанная на ровные части в произвольной форме) – в данной игре “Смутное время”.

Команды садятся за свои игровые столы, выбирают командира (при желании и времени можно провести конкурс командиров).

Вступительное слово учителя (ведущего):

Учитель объясняет правила игры, особо подчеркивая, что на выполнение каждого задания дается определенное количество времени: каждая команда получает конверты с заданиями; когда Вы откроете конверт, перед Вами будет лист с заданиями, а также лист №1, лист №2, лист №3 – для ответов и оценочный лист. Внимательно читайте задание, слушайте ведущего и выполняйте работу на листе с соответствующим номером. В оценочном листе Вы поставите сами себе оценки за вклад в победу команды.

Учитель (ведущий) начинает игру, прочитывая и объясняя задание:

Учитель (ведущий): Первое задание из двух вопросов. Выполняется на листе №1 (время выполнения – не более 6 минут):

1. Разместите в правильной последовательности правящих царей и императоров России:

Елизавета Петровна, Михаил Романов, Екатерина I, Анна Иоановна, Павел I, Алексей Михайлович, Петр I, Федор Алексеевич, Петр II, Екатерина II, Петр III.

Задание оценивается в 11 баллов – 1 балл за правильно указанную последовательность.

2. Кто и когда стал первым императором России, а Россия – империей?

1 балл за ответ – кто? 1 балл за ответ – когда?

3. Правильно ли утверждение?

Петр I добился выхода к Черному морю.

Екатерина II основала город Санкт-Петербург.

Ответ обоснуйте.

2 балла за правильный ответ с обоснованием.

1 балл за правильный ответ без обоснования.

Лист №1 сдается жюри для оценивания.

Учитель (ведущий): второе задание из трех вопросов. Выполняется на листе №2 (время выполнения – не более 8 минут):

1. Вы получили карту.

Соберите карту и определите, какому периоду истории России она соответствует.

Ответ обоснуйте.

2 балла за правильный ответ с обоснованием

1 балл за правильный ответ без обоснования

2. Перед Вами документ. Назовите его. Какой эпохе он принадлежит?

2 балла за правильный ответ с обоснованием

1 балл за правильный ответ без обоснования

3. Исключите лишние даты в ряду. Ответ обоснуйте.

1725-1727, 1730-1740, 1740-1741, 1700-1721, 1741-1761, 1773-1775, 1761-1762

Лист №2 сдается жюри для оценивания.

Члены жюри представляют результаты выполнения задания №1 (заносят в таблицу на доске: название команды, номер задания, количество баллов)

Учитель (ведущий): третье задание с картинками “Угадай, что (кто) это”. Выполняется на листе №3 (время выполнения – не более 8 минут):

На листе №3 можно подготовить таблицу с номерами заданий, напротив которых члены команды подпишут ответ, или могут сделать записи – ответы в произвольной форме).

На листах с заданиями – портреты, здания, памятники. Рядом – номер. Определите, кто или что изображен(о) на репродукции.

Команды сдают лист №3 на проверку жюри, жюри озвучивает результаты выполнения задания на листе №2.

Пока жюри проверяет выполнение задания на листе №3 – члены всех команд оценивают свой вклад в борьбу команды за победу: в оценочном листе прописывают фамилию члена команды и ставят оценку по 5-бальной системе (сдают учителю, учитель оценивает объективность выставления оценки и учитывает при подведении общих итогов урока).

Жюри озвучивает результаты конкурса №3, подводит общие итоги и определяет команду победителей. Члены команд получают поощрение в виде оценки по 5 бальной системе. Можно подготовить призы.

Заключительное слово (учителя (ведущего) об итогах игры, содержании, формы проведения, качестве подготовки обучающихся.

Информация для ведущего и жюри. Ответы.

Вступительное слово. Правила игры. Перед вами – четыре листа: лист №1, лист №2, лист №3 и оценочный лист. Внимательно читайте задание, слушайте ведущего и выполняйте работу на листе с соответствующим номером. В оценочном листе Вы поставите сами себе оценки за вклад в победу команды.

Правильные ответы для проверки выполненных заданий:

Первое задание. Выполняется на листе №1

1.Разместите в правильной последовательности правящих царей и императоров России:

Михаил Романов, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I.

Задание оценивается в 11 баллов – 1 балл за правильно указанную последовательность.

2. Кто и когда стал первым императором России, а Россия – империей?

1 балл за ответ – кто? Петр I. 1 балл за ответ – когда? 1721 г.

3. Правильно ли утверждение?

Петр I добился выхода к Черному морю (нет, Петр I добился выхода к Черному морю и основал г.Санкт-Петербург)

Екатерина II основала город Санкт-Петербург (нет, она добилась выхода к Черному морю)

Ответ обоснуйте.

2 балла за правильный ответ с обоснованием.

1 балл за правильный ответ без обоснования.

Второе задание. Выполняется на листе №2

1. Вы получили карту.

Соберите карту и определите, к какому периоду истории России она соответствует.

Ответ обоснуйте. Смутное время, потому что: интервенция поляков и шведов; Нижний Новгород – центр ополчения, Лжедмитрий, Б. Годунов и т.д.

2 балла за правильный ответ с обоснованием

1 балл за правильный ответ без обоснования

2. Перед Вами документ. Назовите его. Какой эпохе он принадлежит?

2 балла за правильный ответ с обоснованием

1 балл за правильный ответ без обоснования

Табель о рангах. Эпоха Петра I.

3. Исключите лишние даты в ряду. Ответ обоснуйте.

1725-1727, 1730-1740, 1740-1741, 1700-1721, 1741-1761, 1773-1775, 1761-1762

Эпоха дворцовых переворотов. Исключить 1700-1721 (Северная война), 1773-1775 (крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева)

Третье задание. Выполняется на листе №3

На листах – портреты, здания, памятники. Рядом – номер. Определите, кто или что изображен(о) на репродукции.