Как правило, урок проводится для подведения итогов по изученной теме, можно проводить в конце учебной четверти, в конце учебного года. Подготовка оборудования и материалов урока не требует много временных затрат. По аналогии можно подготовить уроки как итоговые по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы.
Урок-игра “Знатоки истории” (история России, 7-й класс).
Класс предварительно делится на команды (не более 4-5-ти учеников), выбирается жюри (два ученика из наиболее опытных игроков, они работают быстро, слаженно, спокойно, появление результатов не затягивается); команд может быть столько, сколько вы посчитаете нужным – прямая зависимость от количества обучающихся в классе).
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по курсу истории России, углубить знания обучающихся по курсу истории, вызвать дополнительный интерес к предмету.
Оборудование:
- подготовленные конверты с заданиями для каждой команды;
- чистые листы формата А-4 №1,2,3 для выполнения заданий;
- оценочный лист (для оценки вклада каждого члена команды в победу);
- исторический документ для анализа (в данной игре – таблица “Табель о рангах”);
- лист с наклеенными картинками “Угадай, что (кто) это” (в данной игре – картинки, вырезанные из старых списанных учебников: собор Василия Блаженного, Эрмитаж, памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве,памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге; держава, шапка Мономаха, портреты А.В. Суворова, Ф.М. Ушакова, Петра Великого, А. Меньшикова. Подбор картинок зависит от вашего желания и наличия материала);
- карта (из списанных учебников и атласов), аккуратно разрезанная на ровные части в произвольной форме) – в данной игре “Смутное время”.
Команды садятся за свои игровые столы, выбирают командира (при желании и времени можно провести конкурс командиров).
Вступительное слово учителя (ведущего):
Учитель объясняет правила игры, особо подчеркивая, что на выполнение каждого задания дается определенное количество времени: каждая команда получает конверты с заданиями; когда Вы откроете конверт, перед Вами будет лист с заданиями, а также лист №1, лист №2, лист №3 – для ответов и оценочный лист. Внимательно читайте задание, слушайте ведущего и выполняйте работу на листе с соответствующим номером. В оценочном листе Вы поставите сами себе оценки за вклад в победу команды.
Учитель (ведущий) начинает игру, прочитывая и объясняя задание:
Учитель (ведущий): Первое задание из двух вопросов. Выполняется на листе №1 (время выполнения – не более 6 минут):
1. Разместите в правильной последовательности правящих царей и императоров России:
Елизавета Петровна, Михаил Романов, Екатерина I, Анна Иоановна, Павел I, Алексей Михайлович, Петр I, Федор Алексеевич, Петр II, Екатерина II, Петр III.
Задание оценивается в 11 баллов – 1 балл за правильно указанную последовательность.
2. Кто и когда стал первым императором России, а Россия – империей?
1 балл за ответ – кто? 1 балл за ответ – когда?
3. Правильно ли утверждение?
Петр I добился выхода к Черному морю.
Екатерина II основала город Санкт-Петербург.
Ответ обоснуйте.
2 балла за правильный ответ с обоснованием.
1 балл за правильный ответ без обоснования.
Лист №1 сдается жюри для оценивания.
Учитель (ведущий): второе задание из трех вопросов. Выполняется на листе №2 (время выполнения – не более 8 минут):
1. Вы получили карту.
Соберите карту и определите, какому периоду истории России она соответствует.
Ответ обоснуйте.
2 балла за правильный ответ с обоснованием
1 балл за правильный ответ без обоснования
2. Перед Вами документ. Назовите его. Какой эпохе он принадлежит?
2 балла за правильный ответ с обоснованием
1 балл за правильный ответ без обоснования
3. Исключите лишние даты в ряду. Ответ обоснуйте.
1725-1727, 1730-1740, 1740-1741, 1700-1721, 1741-1761, 1773-1775, 1761-1762
Лист №2 сдается жюри для оценивания.
Члены жюри представляют результаты выполнения задания №1 (заносят в таблицу на доске: название команды, номер задания, количество баллов)
Учитель (ведущий): третье задание с картинками “Угадай, что (кто) это”. Выполняется на листе №3 (время выполнения – не более 8 минут):
На листе №3 можно подготовить таблицу с номерами заданий, напротив которых члены команды подпишут ответ, или могут сделать записи – ответы в произвольной форме).
На листах с заданиями – портреты, здания, памятники. Рядом – номер. Определите, кто или что изображен(о) на репродукции.
Команды сдают лист №3 на проверку жюри, жюри озвучивает результаты выполнения задания на листе №2.
Пока жюри проверяет выполнение задания на листе №3 – члены всех команд оценивают свой вклад в борьбу команды за победу: в оценочном листе прописывают фамилию члена команды и ставят оценку по 5-бальной системе (сдают учителю, учитель оценивает объективность выставления оценки и учитывает при подведении общих итогов урока).
Жюри озвучивает результаты конкурса №3, подводит общие итоги и определяет команду победителей. Члены команд получают поощрение в виде оценки по 5 бальной системе. Можно подготовить призы.
Заключительное слово (учителя (ведущего) об итогах игры, содержании, формы проведения, качестве подготовки обучающихся.
Информация для ведущего и жюри. Ответы.
Вступительное слово. Правила игры. Перед вами – четыре листа: лист №1, лист №2, лист №3 и оценочный лист. Внимательно читайте задание, слушайте ведущего и выполняйте работу на листе с соответствующим номером. В оценочном листе Вы поставите сами себе оценки за вклад в победу команды.
Правильные ответы для проверки выполненных заданий:
Первое задание. Выполняется на листе №1
1.Разместите в правильной последовательности правящих царей и императоров России:
Михаил Романов, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I.
Задание оценивается в 11 баллов – 1 балл за правильно указанную последовательность.
2. Кто и когда стал первым императором России, а Россия – империей?
1 балл за ответ – кто? Петр I. 1 балл за ответ – когда? 1721 г.
3. Правильно ли утверждение?
Петр I добился выхода к Черному морю (нет, Петр I добился выхода к Черному морю и основал г.Санкт-Петербург)
Екатерина II основала город Санкт-Петербург (нет, она добилась выхода к Черному морю)
Ответ обоснуйте.
2 балла за правильный ответ с обоснованием.
1 балл за правильный ответ без обоснования.
Второе задание. Выполняется на листе №2
1. Вы получили карту.
Соберите карту и определите, к какому периоду истории России она соответствует.
Ответ обоснуйте. Смутное время, потому что: интервенция поляков и шведов; Нижний Новгород – центр ополчения, Лжедмитрий, Б. Годунов и т.д.
2 балла за правильный ответ с обоснованием
1 балл за правильный ответ без обоснования
2. Перед Вами документ. Назовите его. Какой эпохе он принадлежит?
2 балла за правильный ответ с обоснованием
1 балл за правильный ответ без обоснования
Табель о рангах. Эпоха Петра I.
3. Исключите лишние даты в ряду. Ответ обоснуйте.
1725-1727, 1730-1740, 1740-1741, 1700-1721, 1741-1761, 1773-1775, 1761-1762
Эпоха дворцовых переворотов. Исключить 1700-1721 (Северная война), 1773-1775 (крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева)
Третье задание. Выполняется на листе №3
На листах – портреты, здания, памятники. Рядом – номер. Определите, кто или что изображен(о) на репродукции.