Цель: познакомить учащихся с некоторыми дорожными знаками
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о ПДД;
- познакомить с историей, значением, видами светофора;
- познакомить с дорожной разметкой («зеброй»);
- познакомить с жестами регулировщика (ознакомительно)
- формировать умение различать дорожные знаки, распределять их в группы (без терминов) по форме и цвету;
- формировать представление дошкольников и школьников младшего возраста о безопасном поведении на дороге;
- развивать внимание, мышление, воображение, память, речь;
- расширять кругозор;
- воспитывать чувство ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;
- воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
- формировать устойчивый познавательный интерес у учащихся к данной теме.
Оборудование: изображения знаков,
светофоров, диск с м/ф «Смешарики», магнитофон
с записью для физминутки, раздаточный материал
(раскраски, жезлы)
У детей: цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
II. Объявление темы, целей
Азбука города
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда. (Я.Пишумов)
– Тема нашего занятия звучит так: «Дорожная
азбука» Чтобы прочитать книжку, нужно
выучить все буквы. На дороге же существуют свои
«буквы»…
– О каких «буквах» я говорю? (Дорожные знаки)
Но в Азбуке не только буквы, там есть слоги, слова,
предложения… и даже целые рассказы. Кроме того,
что нужно знать буквы, что надо знать и уметь,
чтобы научиться читать? (Как это надо делать,
правила)
А в дорожной азбуке, что нужно знать? (Правила
дорожного движения)
– Сегодня на занятии мы будем говорить о
дорожной азбуке, дорожных знаках, правилах и
помощниках, которые нам помогают.
Продолжать учиться правильно вести себя на
дороге.
III. Правила дорожного движения
– Как вы думаете, если у пешеходов и водителей
транспортных средств будет беспорядочное
движение, что произойдет? (Авария)
– А что помогает участникам дорожного движения
не попасть в аварию? (Знание правил дорожного
движения.)
Историческая справка
Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это
было медленно и неудобно. Вот они и сели сначала
на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Те,
кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучер
покрикивал на прохожих и разгонял их кнутами.
А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта
лошадей. Так начались дорожно-транспортные
происшествия. Не понравилось это русским царям
Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили
они издать указ, который и стали, потом считать
первыми правилами дорожного движения.
А выручают нас из непростых ситуаций на дороге
помощники…
IV. Работа по теме занятия
«Зебра»
По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!
Правила
М/ф «Пешеходная зебра»
Какие правила перехода по пешеходной «зебре» знаете?(+ по правой стороне, нельзя пересекать дорогу по диагонали!)
Поговорим о другом «помощнике»…
Светофор
История
– Как вы думаете, что это такое? (Светофор)
– Действительно, это первый российский светофор.
Словарная работа (Работа со словарём)
Светофор – греческое слово, по-русски оно означает «несущий свет».
Историческая справка
Первый светофор в России был в форме круга.
Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
Были и такие светофоры… (внутри у него огонь)
В СССР первый трёхсекционный светофор (из трёх
секций) установили 15 января 1930 года в Ленинграде,
на пересечении Невского и Литейного проспектов.
А первый светофор в Москве появился 30 декабря
того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий
мост.
Первый в городе светофор висел над перекрестком
и одновременно светился тремя цветами – красным,
желтым, зелёным. Одновременно! Нет, это был вовсе
не сломанный светофор, каким бы сочли его
нынешние горожане, а совершенно исправный. И
вдобавок по нему бегала стрелка. Над
перекрестком висели вовсе не часы. Это был самый
настоящий светофор, только …безглазый. Каждая
грань состояла из трех цветных стекол –
красного, желтого, зелёного, – и по каждой бегало
четыре стрелки, точь-в-точь как бегает в часах
секундная стрелка. Все очень просто: видит
водитель, что стрелка на красном поле, стоит на
месте; переползла она на желтое – готовится в
путь; очутилась на зеленом – отправляемся
дальше. Вот такие были светофор – часы.
Но вскоре его заменили нынешним трехглазым без
стрелок. Тут уж не ошибешься. Все сигналы даже
издали хорошо видны.
А это китайский светофор…
Не существует международного стандарта для
светофоров для маршрутных транспортных средств,
и они могут сильно отличаться даже в соседних
странах. В качестве примера ниже приводятся
сигналы таких светофоров в Бельгии
и Нидерландах:
Светофоры для маршрутных транспортных средств в
Нидерландах (верхний ряд) и Бельгии (нижний ряд)
Значение сигналов (слева направо)
- Разрешается движение прямо
- Разрешается движение налево
- Разрешается движение направо
- Разрешается движение во всех направлениях (аналогично зелёному сигналу автомобильного светофора)
- Движение запрещается, за исключением тех случаев, когда для остановки требуется экстренное торможение (аналогично жёлтому сигналу автомобильного светофора)
Движение запрещается (аналогично красному
сигналу автомобильного светофора)
Из-за своего специфического вида нидерландский
светофор получил прозвище negenoog, то есть
«девятиглаз».
Виды
– Это современные светофоры. Почему их столько много и они такие разные? (Ответы детей)
- Транспортный
- Велосипедный
- Пешеходный
Правила
М/ф «Пляшущие человечки»
– Какие правила запомнили?
Следующий помощник…
Регулировщик
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы видали?
Все машины ловко встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник – постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Я. Пишумов)
ПОСТОВОЙ
И уверен, и спокоен, он в мундире,
Словно воин.
У большой
Стоит дороги,
Чтоб порядок
Был тут строгий.
Ну, а если пешеход
Вдруг на красный свет пойдет?
Постовой его накажет,
А потом
С улыбкой скажет:
– Тот в беду не попадает,
Кто порядок
Соблюдает!
Задачи
– Для чего нужна такая профессия РЕГУЛИРОВЩИК? (регулировать движение)
Жесты регулировщика
– Как регулировщик регулирует движение? (…)
Жестами.
– Какие жесты регулировщика вы знаете?
Покажите!
– Какой предмет помогает регулировщикам? (Жезл)
Физкультурная минутка «Регулировщики»
Повтор жестов регулировщика с помощью жезлов (музыкальное сопровождение)
Дорожные знаки
По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что нам они велят.
Пешеходный переход»
Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим с мамой вместе
Мы дорогу в этом месте.
Подземный/надземный пешеходный переход
М/ф «Зебра в городе»
– О каких знаках узнали из мультфильма?
- «Автобусная остановка»
- «Въезд запрещён»
- «Движение на велосипедах запрещено»
Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!
Помни, что на велосипедах по улицам города
разрешается ездить только тем, кому исполнилось
14 лет.
Велосипедистам запрещается выпускать из рук
руль, а так же цепляться за едущие машины.
Нельзя перевозить пассажиров на велосипеде,
который для этого не приспособлен.
«Дорожные работы»
Предупреждает о дорожных работах неподалёку.
«Осторожно дети»
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то?
– Что это за знак? (Осторожно, дети)
М/ф «Недетский знак»
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: «Дети!
За них мы все в ответе!»
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны.
V. Закрепление (практическая работа в микрогруппах)
1. Группы знаков
– Пока мы собирали знаки, они объединились в
группы…
Запрещающие, предупреждающие, информационные,
особых предписаний.
Общие признаки: цвет, форма.
2. Работа в группах (раскрашивание дорожных знаков)
– Проверим как вы запомнили особенности знаков.
Один член группы должен выступить:
- Какой знак
- Что обозначает (что разрешает, запрещает, о чём информирует)
VI. Итог занятия
– В течение всего занятия мы вели разговор о правилах дорожного движения, о том, кто нам помогает их выполнять. В конце занятия давайте еще раз назовем всех помощников пешеходов: (…)
Рассматривание иллюстрации и определение нарушений правил дорожного движения
– Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения – пешеходы или водители? (Все!)
VII. Конец занятия
– Понравилось вам занятие?
– Чему учились?
– Что показалось особенно интересным?
– Дорожных знаков очень много. Они объединены в
группы. Хотите продолжить изучение дорожных
знаков?
– Этому мы посвятим наши следующие занятия.
Запомните, что нам приятно,
Когда нас уважают,
И пешеход с водителем
Друг друга пропускают!
– Всем спасибо за занятие!