Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:  познакомить учащихся с некоторыми дорожными знаками

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о ПДД;
  • познакомить с историей, значением, видами светофора;
  • познакомить  с дорожной разметкой («зеброй»);
  • познакомить с жестами регулировщика (ознакомительно)
  • формировать умение различать дорожные знаки, распределять их в группы (без терминов) по форме и цвету;
  • формировать представление дошкольников и школьников младшего возраста о безопасном поведении на дороге;
  • развивать внимание, мышление, воображение, память, речь;
  • расширять кругозор;
  • воспитывать чувство ответственности у учащихся за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни;
  • воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);
  • формировать устойчивый познавательный интерес у учащихся к данной теме.

Оборудование: изображения знаков, светофоров,  диск с м/ф «Смешарики», магнитофон с записью для физминутки, раздаточный материал (раскраски, жезлы)
У детей: цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

II. Объявление темы, целей

Азбука города

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилось с тобою беда. (Я.Пишумов)

– Тема нашего занятия звучит так: «Дорожная азбука» Чтобы прочитать книжку, нужно выучить все буквы. На дороге же существуют свои «буквы»…
– О каких «буквах» я говорю? (Дорожные знаки)
Но в Азбуке не только буквы, там есть слоги, слова, предложения… и даже целые рассказы. Кроме того, что нужно знать буквы, что надо знать и уметь, чтобы научиться читать? (Как это надо делать, правила)
А в дорожной азбуке, что нужно знать? (Правила дорожного движения)
– Сегодня на занятии мы будем говорить о дорожной азбуке, дорожных знаках, правилах и помощниках, которые нам помогают.
Продолжать учиться правильно вести себя на дороге.

III. Правила дорожного движения

– Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдет? (Авария)
– А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (Знание правил дорожного движения.)

Историческая справка

Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они и сели сначала на лошадь, а потом в конные повозки, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучер покрикивал  на прохожих и разгонял их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали, потом считать первыми правилами дорожного движения.
А выручают нас из непростых ситуаций на дороге помощники…

IV. Работа по теме занятия

«Зебра»

По полоскам черно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет –
Пешеходный переход!

Правила

М/ф «Пешеходная зебра»

Какие правила перехода по пешеходной «зебре» знаете?(+ по правой стороне, нельзя пересекать дорогу по диагонали!)

Поговорим о другом «помощнике»…

Светофор

История

– Как вы думаете, что это такое? (Светофор)
– Действительно, это первый российский светофор.

Словарная работа (Работа со словарём)

Светофор –  греческое слово, по-русски оно означает «несущий свет».

Историческая справка

Первый светофор в России был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет. Были и такие светофоры… (внутри у него огонь)
В СССР первый трёхсекционный светофор (из трёх секций) установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.
Первый в городе светофор висел над перекрестком и одновременно светился тремя цветами – красным, желтым, зелёным. Одновременно! Нет, это был вовсе не сломанный светофор, каким бы сочли его нынешние горожане, а совершенно исправный. И вдобавок по нему бегала стрелка. Над перекрестком висели вовсе не часы. Это был самый настоящий светофор, только …безглазый. Каждая грань состояла из трех цветных стекол – красного, желтого, зелёного, – и по каждой бегало четыре стрелки, точь-в-точь как бегает в часах секундная стрелка. Все очень просто: видит водитель, что стрелка на красном поле, стоит на месте; переползла она на желтое – готовится в путь; очутилась на зеленом – отправляемся дальше. Вот такие были светофор – часы.
Но вскоре его заменили нынешним трехглазым без стрелок. Тут уж не ошибешься. Все сигналы даже издали хорошо видны.
А это китайский светофор…
Не существует международного стандарта для светофоров для маршрутных транспортных средств, и они могут сильно отличаться даже в соседних странах. В качестве примера ниже приводятся сигналы таких светофоров в Бельгии и Нидерландах:
Светофоры для маршрутных транспортных средств в Нидерландах (верхний ряд) и Бельгии (нижний ряд)

Значение сигналов (слева направо)

  • Разрешается движение прямо
  • Разрешается движение налево
  • Разрешается движение направо
  • Разрешается движение во всех направлениях (аналогично зелёному сигналу автомобильного светофора)
  • Движение запрещается, за исключением тех случаев, когда для остановки требуется экстренное торможение (аналогично жёлтому сигналу автомобильного светофора)

Движение запрещается (аналогично красному сигналу автомобильного светофора)
Из-за своего специфического вида нидерландский светофор получил прозвище negenoog, то есть «девятиглаз».

Виды

–  Это современные светофоры. Почему их столько много и они такие разные? (Ответы детей)

  • Транспортный
  • Велосипедный
  • Пешеходный

Правила

М/ф «Пляшущие человечки»

– Какие правила запомнили?

Следующий помощник…

Регулировщик

Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.

Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали,
Вы видали?
Все машины ловко встали,
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.

Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник – постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Я. Пишумов)

ПОСТОВОЙ

И уверен, и спокоен, он в мундире,
Словно воин.
У большой
Стоит дороги,
Чтоб порядок
Был тут строгий.
Ну, а если пешеход
Вдруг на красный свет пойдет?
Постовой его накажет,
А потом
С улыбкой скажет:
– Тот в беду не попадает,
Кто порядок
Соблюдает!

Задачи

–  Для чего нужна такая профессия РЕГУЛИРОВЩИК? (регулировать движение)

Жесты регулировщика

–  Как регулировщик регулирует движение? (…) Жестами.
–  Какие жесты регулировщика вы знаете? Покажите!
–  Какой предмет помогает регулировщикам? (Жезл)

Физкультурная минутка «Регулировщики»

Повтор жестов регулировщика с помощью жезлов (музыкальное сопровождение)

Дорожные знаки

По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что нам они велят.

Пешеходный переход»

Этот знак такого рода –
Он на страже пешехода.
Переходим с мамой вместе
Мы дорогу в этом месте.

Подземный/надземный пешеходный переход

М/ф «Зебра в городе»

– О каких знаках узнали из мультфильма?

  • «Автобусная остановка»
  • «Въезд запрещён»
  • «Движение на велосипедах запрещено»

Знак запомните, друзья,
И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!

Помни, что на велосипедах по улицам города разрешается ездить только тем, кому исполнилось 14 лет.
Велосипедистам запрещается выпускать из рук руль, а так же цепляться за едущие машины.
Нельзя перевозить пассажиров на велосипеде, который для этого не приспособлен.

«Дорожные работы»

Предупреждает о дорожных работах неподалёку.

«Осторожно дети»

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то?

– Что это за знак? (Осторожно, дети)

М/ф «Недетский знак»

Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами,
Но возле школы сбавьте газ –
Висит, водители, для вас
Особый знак здесь: «Дети!
За них мы все в ответе!»
И вы при этом знаке тоже,
Ребята, будьте осторожны.

V. Закрепление (практическая работа в микрогруппах)

1. Группы знаков

– Пока мы собирали знаки, они объединились в группы…
Запрещающие, предупреждающие, информационные, особых предписаний.
Общие признаки: цвет, форма.

2. Работа в группах (раскрашивание дорожных знаков)

– Проверим как вы запомнили особенности знаков.

Один член группы должен выступить:

  • Какой знак
  • Что обозначает (что разрешает, запрещает, о чём информирует)

VI. Итог занятия

– В течение всего занятия мы вели разговор о пра­вилах дорожного движения, о том, кто нам помогает их выпол­нять. В конце занятия давайте еще раз назовем всех помощни­ков пешеходов: (…)

Рассматривание иллюстрации и определение нарушений правил дорожного движения

– Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения – пешеходы или водители? (Все!)

VII. Конец занятия

– Понравилось вам занятие?
– Чему учились?
– Что показалось особенно интересным?
– Дорожных знаков очень много. Они объединены в группы. Хотите продолжить изучение дорожных знаков?
– Этому мы посвятим наши следующие занятия.

Запомните, что нам приятно,
Когда нас уважают,
И пешеход с водителем
Друг друга пропускают!

– Всем спасибо за занятие!