Цель: создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями.
Задачи:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии.
- Создать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у родителей.
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность и эстетическое формирование базиса его личностной культуры.
Художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить – шаг за шагом, от простого к сложному. Эта миссия возложена, конечно, не только на педагогов, но и на родителей. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарование детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в мире. Семья является той ареной, среди которой формируется и развивается ум, вкусы, интересы.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на стекле и т. д.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными средствами и способами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности. В тот момент можно познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками рисования: рисование поролоном, штрихом, солью, монотопия, кляксография, ожившие предметы, шаблонография, раздувание краски и т. д.
Мы с вами, уважаемые родители остановимся на нетрадиционной технике рисования – печать листьев.
Данное занятие проводится только с родителями.
Цель занятия:
- Дать родителям информацию о том, какие методы и приемы используются на занятии.
- Ознакомить родителей с одним из видов изобразительной техники – «печать листьев».
- Развивать видение художественного образа и замысла через природные формы.
Наглядные пособия и материалы:
- листья разных пород деревьев (2-3 вида);
- альбомный лист, размер А4;
- набор гуашевых красок;
- кисть;
- стаканчик с водой;
- салфетка.
Методы и приемы:
- объяснение;
- показ;
- наглядность;
- художественное слово.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть
Педагог предлагает послушать сказку о листике:
«В одном парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал: «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощание листику: «Без родного дома никто не сможет прожить, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».
Педагог: Осенью листья на деревьях
становятся не только желтыми, а и красными,
оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет
листьев зависит от того, какая стоит погода, чем
солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие
художники очень любят рисовать осеннюю природу
именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу
предложить вашему вниманию репродукцию картины
художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само
название картины говорит о том, какое время года
художник на ней изобразил.
Глядя на эту картину и наблюдая за природой, мы с
вами можем убедиться в том, что осень – великий
художник, ведь она сама придумывает наряды
деревьям, кустарникам, всей природе, будто
устраивает конкурс, у кого листья ярче и
красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно
Осень длинной тонкой кистью
Надул,
надул, надул.
Перекрашивает листья.
И
на деревья пестрые
Красный, желтый, золотой –
Подул,
подул, подул!
Как хорош ты, лист цветной!..
Красный,
желтый, золотой…
А ветер щеки толстые
Облетел
весь лист цветной!..
(И.Михайлова)
Педагог: В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них; думаю, что вряд ли найдете два совершенно одинаковых. Каждый листик всегда чем – то отличается от другого: величиной, формой, расцветкой.
Родители рассматривают листья. Выбирают понравившиеся.
II. Практическая часть
- Взять любой понравившийся листок, покрыть его краской (желтой, зеленой, красной и т.д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
- Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет не четким, смазанным.
- Затем взять листок за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
- Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.
- Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.
III. Итог занятия
У нас с вами получилась чудесная осенняя роща с
красивыми деревьями. Это листики - отпечатки,
оставив свой след, помогли нам создать такие
причудливые кроны и нарисовать такие необычные
деревья.
Данную работу вы можете проделывать с детьми в
домашних условиях.