Пояснительная записка
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью.
У учащихся и их родителей, педагогов не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.
Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%, а старше 14 лет – на 31%. Специалисты отмечают, что наиболее выраженный рост болезней у детей фиксируется в возрасте от 7 до 18 лет, т.е. за период получения школьного образования.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность нашей школы программы «Здоровье», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
В Едяйской средней школе ежегодно проводится медосмотр школьников специалистами из улуса: невропатологом, педиатром, окулистом, хирургом. Медосмотр проходят все учащиеся с 1 по 11 класс, охват составляет 100%. По результатам медосмотра видно, что наиболее часто встречаются болезни эндокринной системы, в т.ч. зоба I-II степени и болезни постно-мышечной системы. Число состоящих на диспансерном учете не изменилось, 19 учащихся, что составляет 33% от общего количества учащихся.
Провели оценку состояния здоровья учащихся. И вот какой грустный факт выявили:
- I группа здоровья, т.е. ребята, не имеющие отклонений – 3%;
- II группа здоровья, имеющие отклонения в здоровье – 64%;
- III группа здоровья, учащиеся с хроническими заболеваниями – 33%.
В последние годы по всей республике и стране
увеличивается количество детей, имеющих
отклонения в здоровье и детей с хроническими
заболеваниями.
Для сохранения здоровья учащихся в школе
ведется целенаправленная профилактическая
работа, в частности в прошлом учебном году была
организована йодопрофилактика школьников с 1-11
классы йодомарином 100х1 раз в день в течение 3
месяцев за счет бюджета школы. Также проводится
С-витаминизация I блюда горячего питания.
Ежегодно проводится флюрообследование
подростков, охват составляет 100%. Согласно
национальному календарю прививок в течение года
все учащиеся школы получили плановые
профилактические прививки.
Медработникам школы проводится санитарно-просветительная работа: проведено 5 лекций с учащимися, 104 индивидуальных бесед и совместно учащимися выпущено 5 санитарных листков. С 2008-2009 учебного года учащихся с 5 по 11 класс распределили по 7 группам (распределили по показателям заболеваемостей) и вели занятия ФОЗД (физкультурно-оздоровительная деятельность) именно по виду заболеваемости:
2 группы – (мл., ст.) учащиеся с болезнями
дыхательных путей.
2 группы – (мл., ст.) учащиеся с аномалиями или
искривлениями позвоночника.
2 группы – (мл., ст.) основная группа.
1 группа – специальная группа.
ФОЗД в начальных классах ведется в форме подвижных игр.
Проводим Дни здоровья, традиционным стало проведение осеннего кросса, весеннего кросса в День Пионерии, тур.походы и общешкольный тур. слет. Классными руководителями проводятся классные часы, беседы с участием психолога, медработника. Работают элективные курсы «Валеология» для 5-6 классов, «Я и мир вокруг меня» для подростков, «Твое здоровье» для начальных классов. Стремимся выносить уроки физкультуры осенью и весной на природу, на свежий воздух.
Паспорт программы «Здоровье» на 2010-2015 годы
Наименование Программы: программа «Здоровье» (программа деятельности общеобразовательного учреждения по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни)
Разработчик Программы:
Егоров Юлиан Юрьевич – учитель физической
культуры, ОБЖ, ФОЗД
(физкультурно-оздоровительная деятельность)
Муниципальное образовательное учреждение
Едяйская средняя общеобразовательная школа.
Цели Программы:
- Сохранение здоровья детей и педагогов.
- Разработка и реализация путей здоровьесберегающей педагогики в школе.
- Вовлечение детей и подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность
- Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Задачи:
- сформировать правильное отношение к своему здоровью, восприятие здоровья как жизненной ценности;
- сформировать способность к самодиагностике состояния здоровья и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни;
- обучить учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение, подготовить к встрече со стрессами, опасностями трудностями;
- формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни.
Основные мероприятия Программы:
- Внедрение технологий профилактики заболеваемости детей.
- Повышение квалификации педагогических работников по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей через семинары.
- Педагогические, просветительские и физкультурно-оздоровительные мероприятия со школьниками.
- Укрепление материальной базы муниципальных школы с целью создания условий сохранения и укрепления здоровья детей.
- Организация пропаганды среди родителей (законных представителей) знаний по сохранению и укреплению здоровья детей.
Сроки реализации Программы: 2010-2015 годы.
Перечень направлений деятельности по здоровьесбережению:
- Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
- Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
- Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
- Совершенствование системы физического воспитания.
- Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
- Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Широкое использование программ образования в сфере образования.
- Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
- Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка.
- Организация работы по укреплению здоровья учителей.
- Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
- Проведение мониторинга здоровья.
Этапы реализации программы:
Название этапа | Содержание работы |
I этап. Ориентировочный 2010-2011 учебный год |
– совершенствование нормативно-правовой
базы; – определение стратегии и тактики деятельности; – укрепление межведомственного сотрудничества; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на оздоровления учащихся; – разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на оздоровления учащихся. |
II этап. Основной 2011-2012 учебный год |
– Интеграция в учебно-воспитательный
процесс оздоровительных мероприятий. – Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшения социальной адаптации ребенка. – Организация работы по укреплению здоровья учителей. – Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей. |
III этап. Завершающий 2012-2013 учебный год |
– Проведение мониторинга
здоровья.обработка и интерпретация полученной в
ходе реализации программы информации; – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении. |
Критерии оценки эффективности программы:
- количество пропусков уроков по причине болезни;
- охват горячим питанием;
- вовлеченность детей в спортивные секции;
- количество детей в основной группе здоровья;
- участие в районных и областных соревнованиях;
- данные диагностики вредных привычек;
- степень психологического комфорта учащихся и учителей;
- удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Законодательные и нормативные документы для разработки программы:
1. Закон РФ «Об образовании»
– статья 2: «Государственная политика в области
образования основывается на следующих
принципах: гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека…».
– статья 51: «Образовательное учреждение создает
условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся и воспитанников».
2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2014 года: «…необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
3. Областная целевая программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия)»: «Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».
Содержание работы по направлениям
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения. |
Реализация этого направления обеспечивается
соблюдением санитарно-гигиенических требований
к: – размещению общеобразовательного учреждения; – участку общеобразовательного учреждения; – зданию общеобразовательного учреждения; – оборудованию помещений общеобразовательного учреждения; – воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения; – естественному и искусственному освещению. |
2. Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки. |
Оптимизация учебной нагрузки путем рационального составления расписания и рациональной организации урока. |
3. Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении. |
Руководство санитарно-эпидемиологическими требованиями, предъявляемыми к организациям общественного питания, изготовлению в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, к условиям, срокам хранения особо скоропортящихся продуктов, к организации рационального питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях |
4. Совершенствование системы физического воспитания. |
Правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой. |
Организация процесса физического воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации. |
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса. |
Оценка уровня психологического благополучия
учащихся по критериям: – уровень школьной
тревожности. |
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. |
Использование в образовательном процессе педагогики сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации. |
7.Широкое использование программ образования в сфере образования. |
Включить вопросы формирования здорового образа жизни в программы преподавания предметов. |
Проведение элективных курсов, кружки здоровья |
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий. |
Включение в план воспитательной работы
школы, в планы работы классного руководителя,
в учебный процесс мероприятий: – направленных на расширение адаптационных возможностей организма; – направленных на снятие зрительного утомления: использование гимнастики для глаз во время уроков; – для уменьшения статистического напряжения опорно-двигательного аппарата: физкультминутки, подвижные игры. – направленных на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы: сюжетные физкультминутки, использование функциональной музыки в различных режимных моментах. |
9. Обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья и улучшение социальной адаптации ребенка. |
Проведение лекториев для родителей. Выступление медработника на родительские собрания. Просветительская работа через школьную газету «Оскуола аргыhа» и сайт школы. Вовлечение родителей в участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях. |
10. Организация работы по укреплению здоровья учителей. |
Прохождение ежегодной диспансеризации. Проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, Дней здоровья. Подготовка и проведение тематических классных часов, бесед, классных собраний, лекториев. Организация экскурсий, походов, прогулок. Пропаганда здорового образа жизни детей и подростков. Организация интересного и плодотворного досуга, в том числе и в каникулярное время. |
11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей. |
Изучение на курсах повышения квалификации
темы «Образование и здоровье» на кафедре
здоровьесберегающих технологий. Проведение школьных семинаров и педагогических советов по данной тематике. |
12. Проведение мониторинга здоровья обучающихся. |
Проведение мониторинга по следующим
показателям: Количество обучающихся в разных группах здоровья. Количество обучающихся с так называемыми основными видами «школьной патологии»: – нарушениями зрения; – расстройствами опорно-двигательного аппарата; – нервно-психическими нарушениями; – вегетативными расстройствами; – эндокринными расстройствами; – патологией органов пищеварения. 3. Количество дней пропущенных по болезни 4. Оценка физической подготовленности 2 раза в год (осень, весна) всех детей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- Снижение уровня заболеваемости учащихся и педагогов.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Улучшение организации питания учащихся.
- Повышение качества лечебно-профилактических мероприятий. Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ.
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе
- Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
- Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
- Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"
- Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка.