Цели программы:
- Формирование в детской и молодежной среде негативного отношения к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни.
- Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
- Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
- Возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения.
- Создание условий, позволяющих ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде. Предоставление подросткам информации о здоровом образе жизни;
- Формирование у педагогов школы мотивации к работе по профилактическим программам.
- Снижение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН и ЗП, ОПДН УВД по НАО.
- Образование механизма работы школы с окружающим социумом, через организацию социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей «группы риска».
Кадровое обеспечение программы:
- Заместитель директора школы по ВР.
- Социальный педагог.
- Школьный психолог.
- Классные руководители.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Волонтерское движение нашей школы мы хотим назвать «Рука помощи». Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Работа в волонтерской организации поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие сборы, работа с тематической литературой). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный – равному», участие в месяце «В здоровом теле – здоровый дух!» с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные представления, конкурсы, агитационные выступления, акции, оформление информационных листовок, буклетов, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
Информационный модуль: беседы со специалистами, групповые занятия волонтеров для учащихся, изготовление плакатов, буклетов, закладок, видео, выпуск газет, оформление информационного стенда, акции волонтеров, листовки, игры, викторины.
Тренинговый модуль: обучающие занятия с волонтерам, мини-тренинги для учащихся.
Альтернативный модуль: КВНы, игры, конкурсы, встречи со спортсменами, проведение месяца «В здоровом теле – здоровый дух!», спортивные мероприятия, фотоконкурс.
Ожидаемые результаты:
- основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, социальноадаптированной, здоровой личности;
- владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерское движение и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН и ЗП, ОПДН УВД по НАО.
Волонтёр – это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) – это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Условия для организации волонтерского движения:
Взаимодействие специалистов различных
областей при обучении волонтеров и подготовке
мероприятий.
Использование разнообразных форм организации
профилактической деятельности (акции, классные
часы, концертные программы, театрализованные
представления…).
Информационное обеспечение опыта работы
(школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем
находит место методическое обеспечение:
организация выставок, выпуск методических
пособий. И, конечно исходя из направлений
деятельности, участие в диспутах, праздниках,
встречах, соревнованиях.
Участники движения
Участниками волонтерского движения могут быть подростки, добровольно принимающие идеи волонтерского движения и согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.
Права участников движения:
- Каждый участник движения имеет право на участие в планировании и реализации профилактической деятельности.
- Каждый участник движения имеет право на поддержку своих инициатив и защиту своих прав со стороны участников движения.
Обязанности участников движения:
- Поддерживать и развивать основные идеи волонтерского движения МОУ СОШ пос. Искателей.
- Участвовать в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, пропаганду здорового образа жизни.
- Иметь собственную устойчивую, отрицательную позицию к употреблению психоактивных веществ и другим асоциальным явлениям, при необходимости уметь транслировать ее и доказывать ее значимость.
Принципы деятельности участников волонтерского движения:
- Законность.
- Добровольность.
- Осознание членами волонтерского движения личностной и социальной значимости своей деятельности.
- Непрерывность и систематичность проводимой работы.
- Гласность.
- Самоуправление.
Заповеди волонтеров школы:
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Ключевые мероприятия программы:
Подготовка волонтеров к взаимодействию с
подростками «группы риска», овладение
методиками игровых технологий в рамках
образовательного курса «Поверь в себя»;
Выпуск буклетов направленных на профилактику
ПАВ;
Проведение месяца посвящённого ЗОЖ «В здоровом
теле – здоровый дух!»;
Создание методической папки, включающей
мероприятия и игры по пропаганде ЗОЖ, и
профилактике социально-негативных явлений в
подростковой и молодежной среде;
Написание статей в школьную газету о
деятельности волонтёрского движения в школе;
Участие в районных и окружных мероприятиях,
акциях направленных на организацию ЗОЖ.
Таким образом, опираясь на собственные традиции
и используя инновационный подход, мы
реализовываем данную программу в нашей школе.
План работы волонтёрского движения "Рука
помощи" МОУ СОШ пос. Искателей на 2010-2011 учебный
год (Приложение 1)
Ответственность и контроль деятельности волонтёрской организации «Рука помощи»
Ответственность за организацию и деятельность
волонтёрской организации «Рука помощи», а
так же за взаимодействие с другими организациями
и учреждениями возлагается приказом директора
школы на социального педагога – Литвинову
Маргариту Викторовну.
Контроль за качеством исполнения проводимой в
соответствии с настоящим положением работы
возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе.