В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека.
В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности. Данный элективный курс может быть использован для преподавания в классах с биолого-химическим или медицинским профилями.
Изучение элективного курса рассчитано на 17 часов, из них на изучение теоретических вопросов 7,3 ч. (43%), практических занятий (решение задач, выполнение лабораторных работ) –9,7 ч. (57%)
Основные цели курса:
- Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
- Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у учащихся в области физического эксперимента.
- Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи курса:
- Способствовать формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих способностей у учащихся.
- Развивать интеллектуальную компетентность учащихся.
- Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской деятельности.
- Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой.
По окончании изучения курса учащиеся должны
- знать:
- какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в организме человека;
- особенности своего организма с точки зрения законов физики.
- уметь:
- работать с различными источниками информации;
- наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений;
- моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.
Основное содержание курса
Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений работать со справочной литературой. По окончании изучения курса учащиеся составляют “Физический паспорт человека”.
Механические параметры человека – 10 ч.
Физика. Человек. Биофизические исследования в
физике. Линейные размеры различных частей тела
человека, их масса. Плотности жидкостей и твердых
тканей, из которых состоит человек.
Кинематические величины и тело человека.
Движение тела в поле силы тяжести. Свободное
падение. Время реакции человека. Движение тела,
брошенного под углом к горизонту.
Первый закон Ньютона. Инерция в живой природе.
Второй закон Ньютона. Определение силы человека.
Динамика мышечной ткани. Третий закон Ньютона.
Тело человека в гравитационном поле земли.
Условия длительного существования человека на
космической станции. Меры защиты летчиков и
космонавтов от ускорения. Невесомость и
перегрузки.
Прямохождение и опорно-двигательная система
человека. Ходьба человека. Виды суставов.
Деформация костей, сухожилий, мышц. Прочность
биологических материалов. Строение костей с
точки зрения возможности наибольшей деформации.
Проявление силы трения в организме человека,
естественная смазка. Тормозной путь.
Давление. Атмосфера и человек. Дыхание. Давление
жидкости. Давление крови. Законы движения
крови в организме человека.
Сохранение равновесия живыми организмами. Центр
тяжести тела человека. Рычаги в теле человека.
Работа и мощность, развиваемая человеком в
разных видах деятельности. «Энергетика» и
развитие человека. Применение закона сохранения
энергии к некоторым видам движения человека.
Роль атмосферного давления в жизни человека.
Осмотическое давление. Изменение кровяного
давления в капиллярах. Органы дыхания.
Лабораторные работы.
- Проведение антропологических измерений
- Определить среднюю скорость движения.
- Определение времени реакции человека.
- Градуировка динамометра и определение становой силы человека.
- Определение коэффициентов трения подошв обуви человека о различные поверхности.
- Определение мощности, развиваемой человеком.
Колебания и волны в живых организмах – 2 ч.
Колебания и человек. Происхождение биоритмов.
Сердце и звуки, сопровождающие работу сердца и
легких, их запись.
Звук как средство восприятия и передачи
информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук.
Область слышимости звука. Голосовой аппарат
человека. Характеристики голоса человека.
Лабораторная работа.
- Определение дыхательного объема легких человека.
- Проведение инструментальных измерений и функциональных проб.
- Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
- Изучение свойств уха.
Тепловые явления – 1 ч.
Терморегуляция человеческого организма. Влажность. Органы дыхания. Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Лабораторная работа.
- Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона
Электричество и магнетизм – 2 ч.
Электрические свойства тела человека.
Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики
Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы,
биоэлектричество сна. Электрическое
сопротивление органов человека постоянному и
переменному току.
Человек в мире электромагнитных излучений.
Лабораторная работа.
- Определение сопротивления тканей человека постоянному и переменному электрическому току.
Оптические параметры человека – 1 ч.
Строение глаза человека. Сила аккомодации
глаза. Оптическая сила. Дефекты зрения и способы
их исправления. Особенности зрения человека.
Разрешающая способность глаза человека. Как
получается, что мы видим. Для чего нам два глаза.
Спектральная и энергетическая чувствительность
глаза.
Лабораторная работа.
- Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.
- Определение характеристических параметров зрения человека.
- Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
Система аттестации учащихся. После окончания изучения курса зачет ставится при выполнении следующих условий:
- Активное участие в подготовке и проведении семинаров, конференций, выпуске газет, изготовлении моделей.
- Выполнение не менее половины лабораторных работ.
- Выполнение не менее одного экспериментального задания исследовательского или конструкторского характера.
- Составление “Физического паспорта человека”.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего | теория |
практика |
||
Механические параметры человека (10 ч) |
||||
1. | Физика. Человек. Окружающая среда. | 1 |
0,5 |
0,5 |
2. | Кинематика и тело человека. | 1 |
0,4 |
0,6 |
3. | Движение тела в поле силы тяжести. | 1 |
0,3 |
0,7 |
4. | Законы Ньютона в жизни человека. | 1 |
0,5 |
0,5 |
5. | Гравитация и человек. | 1 |
0,6 |
0,4 |
6. | Прямохождение и опорно-двигательная система человека. | 1 |
0,3 |
0,7 |
7. | Проявление силы трения в организме человека. | 1 |
0,4 |
0,6 |
8. | Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности. | 1 |
0,3 |
0,7 |
9. | Статика в теле человека. | 1 |
0,4 |
0,6 |
10. | Давление и тело человека. | 1 |
0,6 |
0,4 |
Колебания и волны в живых организмах (2 ч) |
||||
11. | Колебания и человек. | 1 |
0,5 |
0,5 |
12. | Звук. | 1 |
0,4 |
0,6 |
Тепловые явления (1 ч) |
||||
13. | Тепловые процессы в теле человека. | 1 |
0,5 |
0,5 |
Электричество и магнетизм. (2 ч) |
||||
14. | Электрические свойства тела человека | 1 |
0,4 |
0,6 |
15. | Человек в мире электромагнитных излучений. | 1 |
0,5 |
0,5 |
Оптические параметры человека (1 ч) |
||||
16. | Глаз и зрение | 1 |
0,4 |
0,6 |
17. | Конференция. | 1 |
|
1 |
Итого: | 17 |
7,3 |
9,7 |