Цель урока: научиться определять массу и объём тела по его плотности.
Задачи:
- систематизация полученных на предыдущих уроках знаний;
- применение теоретических знаний для решения задач практического характера (в том числе на местном материале);
- развитие творческих способностей, интереса к физике в процессе усвоения новых знаний, используя связь теории с практикой.
Оборудование: презентация, весы, набор гирь, бруски из сосны и ели, линейка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация полученных ранее знаний.
Задание “Найди пару” - это задание на соответствие (перевод единиц измерения в систему СИ), эти значения понадобятся учащимся в течение урока. Оформляется на доске.
а) Единицы длины: 10,5 см – 0,105 м; 0,0105 м; 0,15 м.
3,2 см – 0,32 м; 0,032 м; 0,0032 м.
150 мм – 0,15 м; 0,015 м; 1.5 м.
б) Единицы объёма: 5 л – 0,5 м³; 0,05 м³, 0,005 м³.
2650 л – 265 м³, 2,65 м³, 26,5 м³.
5 см³ - 0,0005 м³, 0,00005 м³, 0, 000005 м³.
225 мм³ - 0,000225 м³, 0,000000225 м³; 0,225 м³.
в) Единицы массы: 1,88 т – 188 кг; 1880 кг; 18800 кг.
19 г – 0,19 кг; 1,9 кг; 0,019 кг.
Способы определения объёма. (Презентация)
а) объём куба – V= а³, где а - ребро куба.
б) объём параллелепипеда – V= авс, где а – длина, в – ширина, с – высота параллелепипеда.
в) объём цилиндра – V= Sh, где S – площадь, h – высота цилиндра.
г) объём шара – V=4/3 πR³, где π= 3,14; R - радиус шара.
д) объём малых тел неправильной формы – с помощью мензурки.
Способы определения массы.
а) взвешивание.
- Экспериментальное задание “Определение плотности древесины хвойных пород: сосна, ель”.
Оборудование: весы, набор гирь, линейка, бруски из сосны – 1 вариант, бруски из ели – 2 вариант.
ОТ: будьте внимательны, аккуратны, дисциплинированны, располагайте приборы т.о., чтобы исключить их падение или опрокидывание.
Ход работы
1. Измерить линейкой длину, ширину, высоту бруска в см.
2. Вычислите объём бруска по формуле V= авс в см³.
3. Измерьте массу бруска с помощью весов в граммах.
4. Вычислите плотность древесины по формуле ρ=m/v. Полученную плотность переведите из г/см³ в кг/м³.
5. Найдём плотность как среднее арифметическое для трех наиболее близких значений по каждому варианту. Именно это значение плотности и будем использовать при дальнейшем решении задач.
6. Сравните полученный результат плотности с табличным. Объясните, почему результаты не совпадают.
/Физкультминутка/
3. Изучение нового материала.
Давайте проанализируем формулу плотности тела.
Рассмотрим логический треугольник, из которого легко выразить формулы для расчета объёма тела, не обязательно правильной геометрической формы, и любой массы.
V=m/ρ m=ρV
4. Закрепление. Решение задач.
№1. Определите массу сосновой и еловой доски длиной 5,2 м, шириной 10,5 см, толщиной 3,2 см.
№2. Определите объём пакета. Данные объёма одной доски возьмите из 1 задачи. Количество досок в пакете определите по фотографии.
№3.Определите массу соснового бруса размером 150 мм x 150 мм и длиной 5,2 м.
№4. Определите массу топлива в цистерне, если объём топлива составляет 2650 л, плотность бензина 710 кг/м³.
№275, 268, 272, 273, 283 [1] – при наличии времени можно решить данные задачи.
5. Подведение итогов.
Литература
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.