Цели урока:
- Ввести понятие масштаба, научить находить расстояния на карте и на местности, пользуясь масштабом, учить решать задачи, связанные с понятием масштаба
- Развивать мышление, творческую активность, внимание, интерес к математике.
- Создать условия для развития самостоятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация (приложение 1), учебник Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда "Математика 6", тетрадь, линейка, карандаши.
Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 2).
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Сообщение темы урока (слайд 3)
Речь идет о трудной теме. Хотя уже хорошо отработаны понятия: "отношение", "пропорция", говорилось и об отношении расстояний. Теперь надо только по-новому назвать одно специфическое отношение - расстояния на карте между двумя пунктами к расстоянию между теми же пунктами на местности.
3. Устный счет: (слайд 4)
1. Выразите в километрах:
а) 32000000 см,
б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
2. Выразите в метрах:
а) 32000000 см,
б) 600000 см,
в) 32000 см,
г) 5000000 см.
4. Изучение нового материала.
1) Подготовительная работа. (слайд 5)
- Составьте отношения:
а) 1 см к 5000 м,
б) 1 см к 210 м,
в) 1 см к 54 см,
г) 1 см к 30000 км.
- Что нужно сначала сделать?
Решение:
а) 1 : 500000,
б) 1 : 21000,
в) 1 : 54,
г) 1 : 3000000000.
- Участки земной поверхности, детали машин, план дома и многое другое изображают на бумаге в уменьшенном виде.
- Если на карте, чертеже, плане встретите такие отношения, то это масштаб карты, чертежа, плана. (слайд 6)
2) Работа над новой темой. (слайд 7)
Определение: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты. (Аналогично можно сказать о чертеже, плане).
Масштаб - жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из толкового словаря В.И.Даля.)
- Объясните, что обозначают данные масштабы. (слайд 8)
Ответ: Если масштаб карты 1 : 500000, то на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 500000 раз. На такой карте расстояние, равное 5 км, будет изображаться отрезком в 1 см.
Масштаб карты 1 : 500000 = Говорят, что карта сделана в масштабе одна пятитысячная.
3) Работа с учебником. (слайд 9)
- Самостоятельно разберите задачу 1 на стр. 134.
Составьте задачу по карте
масштаб карты 1 : 100000 (в 1 см - 1 км)
Задача. Длина отрезка на карте 2 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 100000. (слайд 10)
Решение:
Пусть х (м) - расстояние на местности.
расстояние |
масштаб |
|
На карте |
2см |
1см |
На местности |
Х см |
100000 см |
2:х = 1:100000
х = 200000
200000см = 2000 м = 2 км
Ответ: 2 км на местности.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Рассмотрим две задачи из учебника Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда "Математика 6". (слайд 11-12)
Задача. Отрезку на карте, длина которого 3,6 см, соответствует расстояние на местности 72 км. Каково расстояние между городами, на этой карте расстояние между ними 12,6 см?
Решение. Составим таблицу. Запись: 72 км = 7 200 000 см - обязательна. Учащиеся должны каждый раз видеть, что вычисляется отношение величин, измеренных одной и той же единицей.
Таблица
На карте |
3,6см |
12,6см |
На местности |
72 км = 7 200 000 см |
Х см |
Затем, проговаривая определение масштаба, заполняем две последние клетки в таблице. Слева появляется запись: "3,6: 7 200 000", а справа - "12,6: х".
- Ребята! А карта у нас одна и та же? Значит, масштаб в обоих случаях один и тот же? Тогда мы можем приравнять два отношения:
3,6: 7 200 000 = 12,6: х.
Вот теперь учащиеся вступают на достаточно известную им дорогу. Они уже отработали способ решения уравнений такого вида. Записывают равенство произведения крайних членов пропорции произведению ее средних членов и находят значение х:
7 200 000 * 12,6 = 3,6 * х,
Х = (7200000 * 12,6):3,6
Здесь, как правило, учащиеся торопятся умножать. Но этого делать не следует. Надо попытаться сначала сократить дробь, воспользовавшись равными отношениями 12,6:3,6 = 126:36 = 7:2. Тогда
7200000 * 7
х = --------------------
2
или х = 3600000 * 7 = 25200000(см) = 252(км).
Такой подход демонстрирует учащимся возможность отказаться от калькулятора, не загружая себя скучной вычислительной работой.
Задача . Отрезок на местности длиной 3 км изображен на карте отрезком 6 см. Какова на карте длина отрезка, изображающего отрезок 10 км? Какой отрезок на местности изображает отрезок на карте длиной 1,8 см?
Решение.
Составляем таблицу, аналогичную таблице в предыдущей задаче, подробно разбирая, в какую строчку какое данное записать. При этом вводим две переменные. Это, во-первых, делает наглядной запись условия, а во-вторых, служит подготовкой к решению задач с двумя неизвестными.
Итак, на первом этапе решения появляется таблица. Строка "Масштаб" пока еще не заполнена - она заполняется по ходу решения.
Таблица
На карте | 6 см | Х см | 1,8 см |
На местности | 3 км=300000 см | 10 км =1 000000 см | У см |
Масштаб |
"Что же можно узнать из второй колонки таблицы?" - "Масштаб, он равен: 6 см: 300 000 см = 2: 100 000".
- "А как можно найти масштаб иным способом, из третьей колонки таблицы?"
Ведя такую беседу (и каждый раз проговаривая определение масштаба, что очень важно), получаем вместе с классом уравнение 2: 1 00 000 = х: 1 000 000, отсюда х = 20 (см).
Снова вспоминая понятие масштаба, получаем уравнение
2: 100 000 = 1,8: у,
у = 90 000 (см) = 0,9 (км).
Конечно, в более сильных классах можно не проговаривать определение масштаба каждый раз. Но таблица, облегчающая запись решения задач, думаю, поможет всем учащимся.
7. Самостоятельная работа. (слайд 13)
Найдите расстояние между поселком Найдорф и станицей Нововеличковской если масштаб карты 1: 100000
8. Итог урока. (слайд 14)
- Что называют масштабом карты?
- Где в практической деятельности человек пользуется этим понятием?
- Чему равен масштаб чертежа, если на нем детали увеличены в 5 раз? Уменьшены в 50 раз?
9. Домашнее задание. (слайд 15)
Стр. 137 № 842, 844
Творческое задание: нарисуйте план своего дома в масштабе 1:100 (в 1 см - 1 метр).
Приложение №1 - Презентация к уроку по теме "Масштаб"