Цели.
Образовательная: совершенствование навыков правописания имен существительных, обобщение и повторение учащимися всего ранее изученного материала об имени существительном, его коммуникативной функции в речи.
Воспитательная: способствовать дальнейшему развитию уважения к русскому языку.
Развивающая: повторение лексико-грамматических категорий имени существительного, повторение правописания имени существительного, словообразование существительного; подготовка к сдаче ЕГЭ.
Оборудование: опорные схемы, индивидуально-дифференцированные карточки, компьютер.
Вид урока: урок-практикум.
Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1.Организационный момент. (2 мин.). Слово учителя:
- Сегодня мы с вами завершаем изучение большого раздела морфологии “Имя существительное”. Завершающим этапом обучения русскому языку в средней школе является сдача ЕГЭ. От итогов этого экзамена зависит ваше будущее. Сегодняшний урок у нас будет и подготовкой к сдаче ЕГЭ. Мы постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”.
Первый этап урока. Предлагаю заполнить таблицу. Работа выполняется самостоятельно, индивидуально.
Что помню об имени существительном. | Какая информация забыта . | На уроке вспомнил или узнал. |
Второй этап. Учащиеся зачитывают запись с частичным комментарием.
В свою табличку предлагаю внести вопросы, которые Вы хотели бы для себя выяснить в ходе урока. На карточках распечатаны вопросы и находятся перед учащимся.
- Как изменяются имена существительные?
- Сколько падежей у имен существительных?
- Какой падеж с предлогами не употребляется?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Какими бывают имена существительные?
- Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?
- Какой падеж без предлогов не употребляется?
- Что называется склонением?
- Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?
- Каким членом предложения являются имена существительные?
- Как образуются имена существительные?
Третий этап.
Что такое часть речи “ Имя существительное”? Посмотрите в свою таблицу и ответьте на этот вопрос (ответ учащегося оценивается).
Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса? (Cуществительные бывают собственные и нарицательные)
Рассмотрите таблицу и внесите в свою табличку ту информацию, которая для Вас новая или забыта.
1) Собственные и нарицательные имена существительные
Существительные бывают собственными и нарицательными.
К именам собственным относятся:
1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),
2) клички животных (Пушок, Пеструха),
3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),
4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),
5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).
Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: Нарицательные имена существительные. Приложение 1
Четвертый этап. Выполните упражнение 1 (слайд 1, 3. Презентация), чтобы закрепить знания.
Пятый этап.
Какие существительные называются одушевленными? Легкий это вопрос? Раньше, возможно, Вы ответили бы положительно, но...
Категория одушевленности и неодушевленности.
Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).
Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.
Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное - неодушевленное.
К одушевленным именам существительным относятся:
1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),
2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},
3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)
4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).
Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных
Одушевленные имена существительные: в. п. =р. п.
Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.
Множественное число - все имена существительные Например: вижу сестер (В. п.), нет сестер (Р. п.) Например: вижу столы (В. п.), стоят столы (И. п.)
Единственное число - имена существительные мужского рода 2-го склонения Например: вижу слона (В. п.), нет слона (Р. п.) Например: вижу стол (В. п.), стоит стол (И. п.)
Если существительное несклоняемое, то определить, является оно одушевленным или нет, поможет согласованное с ним прилагательное, причастие, порядковое числительное [т.е. части речи, изменяющиеся как прилагательные].
Например: нет горячего кофе (Р.), вижу горячий кофе {В.), стоит горячий кофе (И.)
В. п. = И. п., следовательно, “кофе” - неодушевленное имя существительное.
Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:
1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),
2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),
3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;
Например: тюфяк - род матраса, тюфяк - нерешительный человек вбросил тюфяк на пол. Тюфяк был пыльный. В. п. = И. п. - неодушевленное существительное. Мы встретили этого тюфяка. Сегодня тюфяка не было. В. п. = Р. п. - одушевленное существительное.
4) многозначные имена существительные могут в одном из своих значений обозначать живые существа, животных, а в другом - машины, орудия, приспособления, устройства;
Например: путеукладчик - машина; путеукладчик - человек Мы увидели путеукладчик (машину). Мы увидели путеукладчика (человека).
Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).
Вспомнили? Сейчас вопрос кажется легким?
Шестой этап. Определите род существительных.
На карточках слова: проигрыш, тушь, прабабушка, степь, мишура, варенье, забияка, простофиля, союз, сирота, мелочь, орфография, малыш, папа.
Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?
Рассмотрите таблицу и самостоятельно ответьте на вопрос.
Категория рода.
Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.
мужской род
врач, пес
женский род
машина, Аня
средний род
окно, животное
общий род
пьяница, судья
Особое место занимают имена существительные общего рода
К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня
Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя - плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша - плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода - во всех падежных формах.
Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.
Неверно: Нас вызвали к строгой завучу.
Выполнение задания (слайд 4).
В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? Вспомним о группе разносклоняемых существительных.
Система склонения имен существительных
Три склонения имен существительных.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
м. р. с окончаниями -а, -я Например: папа Коля. ж. р. с окончаниями -а, -я Например: ваза, няня |
м. р. с нулевым
окончанием (кроме слова “путь”) Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е. Например: облако море |
ж. р. с нулевым
окончанием с мягким знаком на конце Например: площадь, мелочь |
Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:
Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя
А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя - суффикс -ЯТ-.
ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти
Шестой этап.
Сегодня я до работы добиралась на метре и была я в новом пальте. Почему я слышу смех в классе? А как правильно произнести эту фразу? Почему? (Делается вывод о несклоняемых существительных) А как определить их род? Рассмотрите таблицу, не забывайте заполнять свою табличку!
К несклоняемым именам существительным относятся:
1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;
Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне
2) многие иноязычные имена собственные;
Например:Замбези, Токио, Мериме, Золя
3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;
Например:МГИМО, ТСО, сельпо
4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);
5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).
Например: Корейко, Седых
Выполнение задания (слайд 5).
Седьмой этап.
Проанализируйте примеры написания имен существительных. Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы выполнить задания? Внесите названия этих орфограмм в табличку. Отправился в путешествие по Росси.. .и Америк.., Капает с крыш.., острый нож..,спелая рож..,нет им..ни, теплый уголоч..к, старый камен..ик, маленький кирпич..к, маленькая собач..нка, (не) правда, (пол) банана, (пол) дома.
6) Рассмотрите материал и вернитесь к выполнению задания.
Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова.
Мягкий знак пишется | Мягкий знак не пишется |
1. В именах существительных женского рода, относящихся к 3-му склонению. Например: вещь, ветошь, полночь, молодежь | 1. В именах
существительных мужского рода, относящихся ко
2-му склонению. Например: лещ, камыш, мяч, чертеж 2. В именах существительных, относящихся к 1-му и 2-му склонению в родительном падеже во множественном числе. Например: пастбищ, груш |
Правописание окончаний.
1 склонение Е (Р.п.+ П.п) И(Д.п+ ИЯ)
2 склонение Е (П.п) И (на ИЙ+ИЕ)
3 склонение И (Р.п+Д.п+П.п) + слова На МЯ
Правописание гласных и согласных в суффиксах.
(Правописание Н и НН.
Правописание О-Е-Ё после шипящих и Ц.
Правописание НЕ с именами существительными)
7) Правописание сложных имен существительных:
- слитное;
- дефисное;
- раздельное.
Слитное
1. Слова, имеющие в своем составе различные части
2. Сложные слова с соединительными гласными -О- и -Е-.
Например: большеглазый, каплеобразный
но: агрикультура, газификация, электрификация, центрифуга
и производные от этих слов.
3. Слова без соединительной гласной, первая часть которых представлена в начальной форме.
Например: времяизмерение
4. Слова, образованные в результате слияния словосочетания. Например: с ума сшедший - сумасшедший - сумасшествие
5. Слова с элементами (независимо от числа элементов в слове) авиа-, авто-, агро-, алюмо-, асбо-, астро-, аудио-, аэро-, баро-, бензо- библио-, био-, борт-,вело-, вибро-, видео-, гелио-, гео-, гидро-, гомо- , -граф, графо-, декз-, ден-, дро-, зоо-, изо-, квази- кино-, космо-, лже-, лито-, макро-, мега-, мета-, метео-, -метр, микро-, моно-, мото-, мульти-, невро-, нейро-, нео-, онко-, орто-, пэн-, палео-, пара-, пневмо-, поли-, псевдо-, психо-, радио-, сейсмо-, социо-, спектро-, стерео-, теле-, термо-, турбо- , фото-, фоно-, эвако-, экзо-, эко-, электро-, эндо-, энтеро-, этно-.
Например: авиапочта, фотомастерская, спектрограф, аэрофотосъемка
Исключение: слова, второй частью которых является имя собственное: лже-Дмитрий, кино-Остап.
6. Сложные слова, первая часть которых является глагольной основой и оканчивается на И.
Например: вертИшейка.
Исключение: перекати-поле.
7. Слова без соединительной гласной, первой частью которых является количественное числит., стоящее обычно в форме Р.п.
Например: пятиэтажный
8. Входящие в состав сложных слов девяносто, сто и четверть употребляются в форме И.п.
Например: стОлетний, девяностотонный
9. Производные слова от сорок имеют образуются от формы Р.п. слова сорок и второй части.
Например: сорокАлетие
Исключение: сорокОножка, сорокОпут, сорокОуст.
10. Слова два, три в составе сложных слов имеют формы двух-, трех-,дву-, три-, тре-.
Например: двухэтажный, двуликий, тридевятый, тренога.
11. ПОЛ- (половина), если слово не начинается с гласной, с буквы Л или с прописной буквы.
Например: полвосьмого, полгорода.
12. ПОЛУ—
Например: полумера Географические и административные названия, названия частей света, имена
13. Все названия городов, второй составной частью которых является -град,-город, -абад, -акан.
Например: Белград. Новгород
14. Названия населенных пунктов. начинающиеся с ново-, старо-, верхне-, нижне-, красно-, мало-, больше-.
Например: Нижневартовск, Краснодар
15. Слова, образованные от географ. названий, пишущихся через дефис.
Например: ньюйоркцы
16. Некоторые фамилии с Ле-и ла-
Например: Ларошфуко
17. Названия немецких улиц, бульваров и т.д., в которые входят слова -штрассе, плац.
Например: Александрппац, Шилерштрассе
Дефисное
1. Слова, образованные из двух существительных без соединительной гласной, самостоятельно употребляющихся и однородных или противоположных по смыслу. Например: купля-продажа, друзья-приятели
2. Наименования, в которых первое слов является общим названием, второе - более конкретным.
Например: музей-усадьба
3. Сложные термины, называющие приборы, механизмы, устройства, профессиональные понятия с корнями блок-, вакуум-, дизель-, динамо-, камер-, пресс-, стоп-.
Например: стоп-кран
Исключение: блокпост
4. Слова, имеющие в своем составе предлог или глагол.
Например: иван-да-марья, любишь-не-любишь
5. Слова, в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением. Например: чудо-дерево
6. Различные сорта тканей с начальным корнем креп-.
Например: креп-жоржет
Исключение: крепдешин
7. Названия некоторых блюд и растений.
Например:люля-кебаб, лук-порей
8. Если слова мини, макси занимают второе место.
Например:юбка мини, юбка макси.
9. ПОЛ-(половина), если слово начинается с гласной буквы.
Например:пол-аквариума
10. ПОЛ-(половина), если слово начинается с буквы Л.
Например:пол-ластика
Исключение: поллитровка
11. ПОЛ-(половина), если слово начинается с прописной буквы.
Например: пол-Новосибирска
12. Если присоединяется к определяемому слову.
Например: Москва-река, мороз-воевода
13. Обозначающие национальность или место жительства, если определяемое слово имеет форму прилагательного.
Например: рабочие-турки
14. Географические или административные названия, начинающиеся с: северо- юго-, южно-, восточно-, западно-, норд-, ост-, зюйд-, вест-.
Например: Северо-западный округ, зюйд-вест
15. Географические названия, составленные из двух существительных или из существительного и прилагательного.
Например: Орехово-Зуево. Сыр-Дарья
16. Географические названия, составленные из двух существительных, соединенных предлогом или союзом, пишутся с двумя дефисами.
Например: Ростов-на-Дону
17. Географические названия, начинающиеся с Сан- Сант-, Санкт- Па- Нос- Де-
Например: Санкт-Петербург. Лос-Анджелес
18. Названия английских и американских улиц, бульваров и т. д, в которые входят слова -авеню, -стрит, -сквер.
Например: Уолл-стрит. Парк-авеню
19. Составные фамилии. Например: Мамин-Сибиряк
20. Термины, в состав которых входят названия букв.
Например: альфа-лучи.
21. Сложные единицы измерения.
Например: киловатт-час
Исключение: трудодень, трудочас
22. Названия общественно-политических объединений, научные термины, звания, должности, специальности, профессии без соединительной гласной.
Например: социал-демократ, рак-отшельник, член-корреспондент
23. Звания, чины, должности, начинающиеся с вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-.
Например: вице-губернатор, экс-чемпион
Выполните задании (слайд 7, 8, 9).
Надеюсь, что сегодня мы в полном объеме повторили все об имени существительном. Распечатки с табличками остаются у каждого, в случае затруднения сможете обратиться к ним.
Подведение итога. Выставление оценок.
Домашнее задание. Составить словарно-орфографический диктант 45-50 слов.
Материалы для составления таблиц взяты из справочника по русскому языку Шкляровой Т.В.