Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
Участники и условия проведения.
В игре участвуют две команды по 6 человек (включая капитана); у каждой команды – свой игровой стол, название, специальная “сигнальная” карточка.
Ведущий приветствует всех собравшихся на игре, представляет членов жюри и произносится вступительное слово:
Надеюсь, что сегодня здесь собрались настоящие знатоки и любители природы. Ведь все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
Для начала познакомимся с участниками игры. За представление команда может получить 3 балла: оригинальность – 1 балл, соответствие название, девиза и эмблемы – 2 балла.
Чтобы установить порядок выступления, капитаны команд приглашаются для жеребьёвки.
Итак, начинаем.
Разминка
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, право голоса предоставляется другой команде.
Первой отвечает на вопрос та команда, которая первой поднимет карточку. Капитаны команд – будьте внимательны!
1 к. Почему листья верхушек деревьев, опадают самыми последними? (Они самые молодые)
2 к. Какая птица, называется фамилией великого русского писателя? (Гоголь)
1к. Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орёл)
2 к. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
1 к. От куда плывет утка? (От берега)
2 к. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)
1 к. Почему неоновые рыбки так называются? (Светятся в темноте)
2 к. Древесина, какого дерева имеет такую высокую плотность, что стволы невозможно сплавить по реке? (Лиственница сибирская)
1 к. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
2 к. У кого усы длиннее ног? (У таракана)
1 к. Самый мелкий хищник. (Ласка)
2 к. Самый крупный грызун. (Водосвинка)
1 к. Детеныш тюлений. (Белек)
2 к. Назовите цветок – символ 8 Марта? (Мимоза)
1 к. Мяког - а не пух, зелен – а не трава. (Мох)
2 к. Сколько шейных позвонков у жирафа? (7)
1 к. Игольчатый грызун. (Дикобраз)
2 к. Как иначе называется - бегемот? (Гиппопотам)
1 к. Самый быстрый зверь на планете? (Гепард)
2 к. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом? (Колибри)
II тур “Занимательное растениеводство”
Каждый правильный ответ - 1 балл.
Задание для 1 команды:
На столе - тарелки с крупами: гречневой, перловой, манной, ячневой, кукурузной, пшенной, геркулесовой (каждая из тарелок должна иметь бирку с названием. Участникам необходимо раздать карточки с видами растений, из которых приготовлены крупы). Разложить карточки так, чтобы названия растений совпадали с крупой, приготовленной из этого растения.
Ответ: Перловая, ячневая крупа приготовленные из ячменя, манная из пшеницы, пшенная из проса, геркулесовая из овса, гречневая из гречки, кукурузная из кукурузы.
Задание для 2 команды:
На столе: льняное полотенце, батон белого и черного хлеба, пшенная, перловая, ячневая крупа. Около стола - веник, которым обычно подметают пол в комнате.
Сгруппируйте представленные предметы около карточки с соответствующим названием растением.
Ответ: Льняное полотенце изготовлено из льна, перловая и ячневая каша - из ячменя, белый хлеб – из пшеницы, пшенная каша и веник - из проса, черный хлеб - из ржи.
III тур “Кто враг, а кто друг?”
Каждый правильный ответ -1 балл.
Каждая команда получает по конверту.
В них карточки с названиями и изображениями птиц и насекомых – вредителей и друзей природы: розовый скворец, комар, воробей, жук-долгоносик, стрекоза, майский жук, тля, сойка, саранча, божья коровка.
Задание одинаковое: отделить друзей от врагов, а карточки расположить так, чтобы против враг природы оказался тот, кто его уничтожает: Саранча – розовый скворец; майский жук – сойка; комары – стрекоза; тля – божья коровка; жук-долгоносик – воробей.
IV тур “Суд присяжных”
Ведущий: Поступили жалобы от обитателей лесов, садов, огородов (вручает капитанам по два письма). Задание: разобрать жалобы. Команды должны назвать имя жалобщика и ответить обоснованная ли жалоба или нет? Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее верными.
Первая жалоба. Я очень обижена на людей. Воришкой меня считают, имя дали какое-то странное. Не нравиться им, что не сплю по ночам, что рот у меня большой. Гонят меня, а иногда убивают, а ведь несправедливо все это. Пользу приношу я людям, а не вред.
Ответ: Птица козодой.
Вторая жалоба. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?
Ответ: Сова. Одна серая сова за лето убивает тысячу полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Третья жалоба. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и животных не похожи. Но что же делать нам? Ведь такими уж мы уродились! Обижают нас часто. Но мы же друзья человека, а не враги.
Ответ: Летучая мышь.
Четвертая жалоба. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом – многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.
Ответ: Жаба. Одна жаба охраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
V тур. “Узнай-ка!”
Ведущий: А вот 2 письма. Их авторы, правда, не страдают от людских обид, но люди относились бы к ним гораздо внимательнее, если бы знали, как много пользы приносят эти скромные существа.
Письмо 1-е: Безотказно истребляю я различных вредных насекомых и личинок. Только я ем волосисто-мохнатых гусениц шелкопрядов. Не приношу я вреда ни семенам, ни ягодам. Очень уважают меня лесоводы, но за то страшно не любят птицы, да и люди тоже не любят, считаю, что плохая я мать своим детям.
Ответ: Кукушка.
Письмо 2-е: Не будь меня, кто защитит парки и скверы от вредителей? Я уничтожаю вредителей во много раз больше, чем все виды моих городских собратьев вместе взятые. Вот в Америке, Австралии, Новой Зеландии нашего брата совсем не было, так специально туда завезли, потому что пользу приносим огромную. А в городе Бостоне нам даже памятник поставили. Мы не просим для себя памятников, только помните: мы едим только белый хлеб, а вот от черного можем заболеть и погибнуть.
Ответ: Городской воробей.
VI тур “По страницам Красной книги!”
Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, право голоса предоставляется другой команде.
Задание 1. Вопрос – ответ.
1 к. Кто в России впервые позаботился об охране рек и лесов? (Пётр I. При нем в России было учреждено лесное управление. В 1703 г. Петр I издал указ об охране лесов по берегам рек).
2 к. Когда вышел первый том Красной книги? (1966 г.)
1 к. Сколько томов насчитывает Красная Книга? (Пять: “Млекопитающие”, “Птицы” “Земноводные и пресмыкающиеся”, “Рыбы”, “Высшие растения”.)
2 к. Кого заносят в Красную книгу? (В Красную книгу заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли.)
1 к. Когда вышла Красная книга Свердловской области? (2008 г.)
2 к. Сколько заповедников на территории Свердловской области? (Два, Висимский и Денежкин Камень)
Задание 2.
Каждая команда получает карточку с перечисленными на ней названиями животных. Это те виды, которые взяты под охрану “Красной книгой”, и те, которых уже нет на планете. Требуется вычеркнуть те виды, которых уже не существует.
Бизон, азиатский тигр, тур, снежный барс, лесной тарпан, джейран, странствующий голубь, дальневосточный белый аист, бескрылая гагарка, красный волк, стеллерова корова,
Задание3. На карточке командам необходимо написать категории охраняемых государством территорий.
Ответ: заповедники, природные национальные парки, заказники, памятники природы.
Ведущий: Вот и подошла наша интеллектуально – развлекательная игра “В лабиринтах природы” к своему финалу. Подвести окончательный итог игры и наградить победителя предоставляется председателю жюри.
Подведение итогов. Награждение.
Литература
- Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. Чл.-кор. АН СССР, проф.Ал.А.Федоров.
- Петров В.В. Мир лесных растений, - М.: наука, 1978.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология.; - М.; ООО “Фирма “ Издательство АСТ”; 1999 – 432 с.