Цель урока | Сформировать представление об алгоритме как о фундаментальном понятии информатики, систематизировать представления об исполнителях, сформировать общие представления о функциях исполнителя алгоритма, познакомить учащихся со свойствами алгоритма. |
Требования к знаниям и умениям | Учащиеся должны знать: - понятие алгоритма, исполнитель, СКИ, свойства алгоритма ; Учащиеся должны уметь: - составлять алгоритм используя свойства алгоритма. |
Тип урока | Объяснительно демонстрационный с элементами практикума |
Программное дидактическое обеспечение | Учебник. Тетрадь. Компьютер |
Структура урока | Орг. момент (2 мин.). Объяснение нового материала (25 мин.). Практическая работа (20 мин.). Подведение итогов (3 мин.). |
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1-й этап. Включение учащихся в активную деятельность на уроке.
Приветствие учащихся, настраиваю на рабочий лад, оговариваю цели и ход урока.
2-й этап. Реализуются обучающие и развивающие цели.
Каждый день в школе, дома, на улице вам приходится решать много разнообразных задач. Каждый из вас знает правила перехода дороги: сначала посмотри налево, потом направо; если машин нет, то можно переходить дорогу. Ваш мозг постоянно занят работой, поиском решений. Говорят, что человек составляет алгоритм.
Учащиеся записывают тему урока (с презентации). На доске прикреплена карточка с командами, необходимо составить алгоритм заваривания чая.
Работа идет со всем классом, учащиеся обсуждают о выборе последовательности команд, учитель на доске регистрирует их ответ.
Задание 1: Из предложенных команд запишите в тетради рецепт заваривания чая:
размешать сахар ложечкой; добавить кипятку; налить в чашку заварку; вскипятить воду; положить сахар.
У вас должен был получиться такой алгоритм:
вскипятить воду;
В природе все взаимосвязано, все на все влияет и все зависит друг от друга. Складываются сложные цепочки событий. Если вынуть хоть одно звено, вся цепочка разорвется.
Как вы думаете, что будет если убрать из рецепта вторую команду? А четвертую?
Надо научится выстраивать в нужном порядке все звенья какой-нибудь жизненной или математической задачи. Эти умения нужны и при обработке информации. Информацию следует обрабатывать по определенным правилам, которые выполняются в определенном порядке.
А сейчас давайте запишем что же такое алгоритм (с презентации "План действий над информацией по определенным правилам принято называть а л г о р и т м о м").
Учащимся предлагается разгадать ребус.
Хорошо, с ребусом разобрались а давайте теперь выполним самостоятельно задание по предложенному алгоритму.
Выполни алгоритм:
1. Установи карандаш в указанную точку.
2. Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 6 клеточек.
3. Найди верхний левый угол квадрата.
4. Отступи вправо и вверх на 3 клеточки.
5. Поставь точку.
6. Соедини эту точку с верхними уголками квадрата.
7. Найди верхний левый угол квадрата.
8. Отступи 2 клеточки вправо и 2 клетки вниз.
9. Двигаясь по часовой стрелке, нарисуй квадрат со стороной 2 клетки.
10. Раздели маленький квадрат на 4 квадрата.
Учитель проверяет выполнение задания. После этого разбираем из чего состоит алготитм, кто является его исполнителем и СКИ (по презентации записываем определения). Далее рассматриваем пример с Матроскиным (алгоритм приготовления бутерброда).
Исправьте ошибки в алгоритме:
Алгоритм приготовления бутерброда Кота Матроскина
1 положить один ломтик колбасы на стол;
2 отрезать ломтик хлеба;
3 накрыть хлеб вторым ломтиком колбасы;
4 отрезать два ломтика колбасы;
5 накрыть ломтик колбасы хлебом;
6 намазать хлеб маслом;
Исправленный алгоритм выглядит так:
Алгоритм приготовления бутерброда Кота Матроскина
1 отрезать ломтик хлеба;
2 намазать хлеб маслом;
3 отрезать два ломтика колбасы;
4 положить один ломтик колбасы на стол;
5 накрыть ломтик колбасы хлебом;
6 накрыть хлеб вторым ломтиком колбасы;
Переходим к свойствам алгоритма. Все свойства алгоритма учащиеся записывают в тетради.
От разработчика алгоритма требуется знание правил составления алгоритма. Эти требования обусловлены тем, что часто исполнитель не обладает способностью мыслить, а возможности его ограничены. Поэтому люди договорились о следующих требованиях к алгоритму:
1. ДИСКРЕТНОСТЬ.
Например дан алгоритм:
Разбить 3 яйца, Вылить тесто в форму. 1 стакан сахара, добавить 2-3 стакана муки. Замесить тесто. Выпекать в духовке 20 минут, 2 стакана сметаны,
Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов.(презентация)
Исправленный алгоритм будет выглядеть так:
- разбить 3 яйца;
- добавить 2 стакана сметаны;
- 1 стакан сахара;
- 2-3 стакана муки;
- замесить тесто.
2. ОДНОЗНАЧНОСТЬ.
Смысл всех команд, приведенных в алгоритме, должен быть строго определен и не допускать двусмысленности(презентация). Например, в алгоритме указано, что надо взять 2-3 стакана муки. Какие стаканы, какой муки?
Исправленный алгоритм будет выглядеть так:
- разбить 3 яйца;
- добавить 2 стакана сметаны;
- 1 стакан сахара;
- 2 стакана муки;
- замесить тесто.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
После выполнения всех команд алгоритма решение задачи должно быть завершено, т. е. получен результат(презентация).
Добавим в наш алгоритм команды. Получим:
- разбить 3 яйца;
- добавить 2 стакана сметаны;
- 1 стакан сахара;
- 2-3 стакана муки;
- замесить тесто;
- вылить тесто в форму;
- выпекать в духовке 20 минут.
В результате выполнения этого алгоритма должен получиться торт.
4. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ.
Алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой исполнитель для решения аналогичной задачи(презентация).
Посмотрите на приведенные ниже алгоритмы: первый алгоритм будет понятен людям, знающим русский язык. Второй для тех, кто знает английский.
1 разбить 3 яйца 2 добавить 2 ст. сметаны 3 стакан сахара 4 стакана муки 5 замесить тесто 6 вылить тесто в форму 7 выпекать в духовке 20 минут. |
1 break 3 eggs 2 add 2 glasses of sour cream 3 1 glass of sugar 4 2 glasses of flour 5 make the pastry 6 pour into the pan 7 bake in the hot oven for 20 minutes |
3-й этап. Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Наиболее распространенные способы задания алгоритмов - табличный, словесный и графический
Алгоритм "Узор"
В результате выполнения алгоритма должен получиться такой рисунок:
4-й этап. Завершающий этап урока.
Подведение итогов урока, определение целей и задач на следующий урок. Задание на дом. Составить алгоритм.