Актуальность
В детском саду, в котором обобщался мой опыт, все группы работают по программе Васильевой.
Проанализировав типовую программу Васильевой, я выявила, что при обучении рисованию детей 4-5 лет главное внимание уделяется изображению в цвете конкретных предметов и явлений окружающего мира. То есть, педагог учит детей передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей. А для этого необходимо уже ориентироваться в мире красок довольно свободно. Но задания, специально вводящие ребенка в этот мир, позволяющие изучить и полюбить его разнообразие, почему-то почти не применяются. А ведь цветовой облик окружающего мира требует специального внимания.
Человеческий глаз различает огромное количество оттенков цвета, а слов для их обозначения в языке гораздо меньше. На практике мы пользуемся скудным набором цветовых обозначений: красный, зеленый, коричневый и т. п.
Конечно, обобщенные наименования цветов психологически необходимы человеку, чтобы навести какой-то порядок в своем восприятии цветового многообразия мира, быть понятым другими. Но для развития художественного восприятия в этом есть и серьезная опасность: привычные и удобные слова заслоняют и подменяют собой реальные краски мира.
Детям методично внедряют в сознание стереотипы. Хорошо “помогают” в этом многочисленные альбомы для раскрашивания, которые рекомендуют ребенку обозначить красным цветом, т. е. краской, соответствующей этому наименованию, флаг, мак; предлагают тиражировать желтых цыплят, зеленых лягушат и т. д., и т. п. И очень скоро маленький человек начинает видеть (лучше сказать: не видеть) мир в соответствии с этой несложной таблицей. А ведь небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленое, и насквозь прозолоченое солнцем, и почти что белое, и многоцветное...
В настоящее время в педагогической дошкольной практике испытывается недостаточность парциальных программ и методических разработок по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с колористикой (наука о цвете). Поэтому в данном опыте я решаю следующие проблемы:
1. Заложить через основы художественного восприятия общие предпосылки художественно-творческого развития дошкольников.
2. Разработать систему упражнений и дидактических игр по колористике.
Технология опыта
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит и то, с чем он действует. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способам обследования предметов.
Тестирование детей показало, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления находится в пределах “детского восприятия”. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Чтобы развить цветовое восприятие детей, я стала применять упражнения и дидактические игры по цветоведению, как часть занятий с детьми средней группы.
Свою работу с детьми я разделила на два этапа. Первое полугодие, я учила одной простой и бесхитростной вещи: зоркости и вниманию к внешней стороне окружающего мира. Настоящих художественно-творческих задач я еще не ставила перед ними, я только готовила благоприятную почву, создавала необходимые предпосылки, чтобы они могли такие задачи решать, а потом и ставить их самостоятельно. Ведь человек, который смотрит и не видит, слушает и не слышит, который, по выражению древнего философа, присутствуя, - отсутствует”, конечно, не сможет успешно заниматься художественным творчеством.
Чтобы было увлекательно и интересно, я прибегла к приемам игры и сказки.
На первых уроках ребята узнали и о трех самых главных волшебных цветах, и о том, какие чудесные превращения происходят с ними, когда они сливаются друг с другом, а еще они услышали маленькую сказку о том, как злой волшебник решил наказать художника, спрятав от него все краски и оставив только красную, синюю и желтую. Они невольно были вовлечены в игру-сказку, помогая художнику выйти из всевозможных затруднительных положений, вполне самостоятельно находя ответы на поставленные вопросы. Все это занятие было как занятие-эксперимент. Они узнали и о том, до какой степени удивительный человек — художник, как тонко чувствует красоту буквально во всем, потому что сам он — творец красоты.
Мы говорим - семь цветов радуги! А все ли мы их знаем? В какой последовательности располагаются цвета радужного спектра? Помогает нам их запомнить затейливая фраза: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Начальная буква каждого из этих слов совпадает с первой буквой, обозначающей цвет спектра.
Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропускать через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой. Поэтому на следующем занятии я показала детям, как разлагается белый цвет (солнечный лучик) на ряд составляющих, постепенно преходящих один в другой, я использовала вместо призмы растительное масло на поверхности воды. Эти цвета, включенные в состав белого, называют спектром. В природе мы часто наблюдаем подобное явление - радугу. Это не что иное, как спектр. Для детей это стало настоящим открытием. Поэтому они с энтузиазмом приняли задание нарисовать радугу.
Дети изображают радугу. Рисуют теми красками, что радуют глаз! Акварельная краска наносится на влажную бумагу прозрачными слоями. В этой работе дети могут наблюдать волшебные метаморфозы, что происходят с красками, когда они, вливаясь один в другой, образуют новый цвет.
Говорю, что цвета, которые можно охарактеризовать цветовым тоном (красный, желтый, зеленый, синий), относятся к хроматическим.
Чтобы понять сложные взаимоотношения в мире цветов и красок, необходимо прояснить детям их родственные связи.
Отношения между цветами - это не отношения “начальник -подчиненный”, где есть главный. Это скорее родственные отношения, которые основаны на том, кто кем кому приходится.
Эти отношения между цветами помогает показать мне схема, очень похожая на дерево. У нее тот же принцип развития, что и у живого дерева. Корни рождают ствол, ствол рождает ветви, ветви рождают еще ветви, затем веточки и, в конце концов, листья.
Эта схема показывает детям, что своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета, знакомые - им три министра. Именно за это их называют основными цветами, так как они лежат в основе всех остальных цветов (исключая ахроматические). Смешивание попарно основных цветов дает нам группу цветов, которые называют составными, потому что они составляются из основных цветов.
Дети пробуют сами получить составные цвета. Но используют для этого только первый способ “А-ля прима”, с двумя другими я только знакомлю, потому что они сложны для 4-5 летних детей.
Первый способ самый простой. Берется на кисточку первый цвет (конечно, основной) и наносится на палитру. После того, как прополоскали кисть, берем из ванночки другой цвет и вмешиваем в первый. Второй цвет тоже должен быть основным. Составной цвет получается как бы сам собой. Смешиваются попарно все основные цвета. Необходимо постараться смешивать цвета в равных количествах, чтобы получить точные составные цвета.
Если первый способ выполняется с использованием техники “а-ля прима”, то второй использует технику лессировки, то есть наложения одного цвета на просохший слой другого. Первый способ предполагает использование как акварели, так и гуаши, а второй -выполняется только акварелью. В итоге наложения два цвета сольются в один: синий и желтый дадут зеленый. Таким же образом взятые попарно другие основные цвета дадут составные.
Третий способ - это пуантилизм. Пуантилизм рассчитан на оптическое смешивание цветов. Равномерными небольшими мазками заполняется какая-то плоскость. Дальше берется другой основной цвет, и заполняются пробелы. При этом способе детям кажется, что смешение не получилось, но оптическое смешение происходит на расстоянии. Поэтому предлагаю отставить лист чуть дальше и слегка прищуриться. В результате видится составной цвет.
Оптического смешения цвета можно добиться не только мазком, но и точкой, и штрихом.
Все эти упражнения помогают расширить изобразительные возможности детей.
Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий и желтый) и три составных — лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира, скромный его отголосок. Добавление черной и белой краски к трем основным раздвигает диапазон цветовых сочетаний — от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Объясняю детям, что реальный мир не исчерпывается только яркими красками, цветами, которые они все очень любят, он гораздо сложнее и многокрасочнее; что без белой и черной краски художник не сможет написать жизненно правдивые образы природы в различных состояниях — от тихого умиротворения до бурной динамики. Поэтому после знакомства с тремя основными цветами мы отправились в город Красок, где в мире цвета состоялась встреча с Белой королевой и Черным королем.
На этих занятиях дети познакомились с такими понятиями, как ахроматические цвета и тон (светлое и темное). Своеобразным итогом знакомства с ахроматическими цветами была инсценировка сказки про Черную, Белого и Серых. Атрибуты и персонажей к этой сказке выполнили дети подготовительной к школе группы.
Свои знания об ахроматических цветах и умение получать множество серых оттенков дети смогли применить в работах, выполненных в технике “гризайль”, похожей на черно-белую фотографию.
На последующих занятиях я знакомлю детей с двумя основными свойствами цвета: цветовой тон и светлота.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Это основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.
“Светлота” (тон, светосила цвета) - это качество цвета, которое определить нетрудно. Все цвета разделяют на светлые и темные. Однако такое объяснение будет неполным, если не выясним, что “светлота” - есть степень присутствия в каждом красителе белого цвета. Например, если синий цвет разбавить водой или белилами, то он будет светлее. Это свойство понимает каждый ребенок. Таким образом, мы может получать множество, например, синих и голубых цветов, но все они будут различны по “светлоте”.
Таким образом, “светлота” характеризует каждый вариант цвета. Однако, если, например, в светло-синий примешать немного черного, то получим темный цвет.
Следующий момент обучения — знакомство детей с теплыми и холодными цветами. Объясняю, что художники к “теплым” цветам относят цвета, приближенные к цвету огня: оранжевый, красно-оранжевый, желто-оранжевый. К “холодным”-относят цвета льда и воды: сине-зеленый, синий. Коричневый и фиолетовый цвета относятся к нейтральным, так как они состоят наполовину из теплых и холодных цветов.
Дети выполняют работы в теплых или холодных тонах. Холодная гамма создает впечатление успокоенности, отдаленности, пространства. Теплая гамма дарит ощущение радости, энергии или активности.
Для начинающего художника весьма важно хорошо владеть визуально-сравнительным методом, так как это очень поможет ему при построении красивой и гармоничной композиции.
Чтобы подвести детей к работе с цветовым кругом, провожу простое упражнение, но вместе с тем просто необходимое: выполняем работу в однотонных гармонических сочетаниях. Детям на стол ставятся белая, черная и одноцветная, например, желтая, краски. Ребята, выполняя задание, начинают смешивать данные им цвета. При выполнении этого задания я как бы вскользь говорю, что такое ограничение красок в композиции называют однотонным гармоническим сочетанием или монокомпозицией. Определение следует повторить несколько раз, как бы, между прочим, для закрепления правильной терминологии.
Таким образом, выполняя уже первые упражнения с цветом, дети начинают осознавать бесконечное множество и богатство возможных цветовых комбинаций, даже упражняясь с одним спектральным цветом.
Для более глубокого усвоения цветовых гармоний такого рода задания выполняются многократно. Чтобы ребятам не было скучно, каждое занятие имеет элемент новизны. На втором занятии цвет меняется. Интересно то, что все эти упражнения по цвету не могут дать цветовых разногласий и безвкусицы. Из практики работы видно, что выполненные таким образом работы детей всегда гармоничны по цвету, смотрятся колоритно.
Экспериментируя с цветом, ребенок скоро чувствует себя “своим человеком” в удивительном мире цвета, может предвидеть результаты сложных смешений красок, получать на палитре нужный ему оттенок.
Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение ее цвета с окружающей природой, предметами, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - во всех этих процессах много приятных ощущений.
Развитию цветового восприятия и формированию чувства цвета также способствовали разнообразные дидактические игры типа “Найди такой же”, “Какого цвета?”, “Радуга” и другие.
На втором этапе работы с детьми я продолжала развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, и обучая созданию цветов и оттенков, как реальных, так и фантастических, При этом постепенно начинаю подводить детей к словесному обозначению цветов, например, включающие два оттенка: желто-зеленый, серо-голубой или уподобленных предмету: малиновый, персиковый и т. п.
Но в искусстве - и даже на таких дальних подступах к нему, на которых мы сейчас стоим, - неразрывно связаны две стороны: отношение художника (большого или маленького) к окружающей жизни и то, как он реализует это отношение средствами того или иного искусства.
Вот и в тех практических заданиях, которые я ставлю перед детьми, обе стороны присутствуют. Дети должны были не только разглядеть отличительные черты предметов окружающего мира, изменение цвета в связи с изменением погоды, но и нарисовать или рассказать о них так, чтобы мы их узнали. Для этого недостаточно заметить, как оказывается, разнообразные краски мира, - они должны были пытаться получить нужные оттенки на своей палитре.
Определение названия цветов, различение цветов и оттенков и их передача в рисунке невозможны, без постоянного развития, способности наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (например, нежная зелень только что появившихся листочков - “деревья пухом зеленеют”, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Также я ставила перед детьми задачи запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, передать тончайшие изменения в природе и фантастические образы. Для этого мы пробовали смотреть вокруг себя через очки с цветными стеклышками. И заметили, как при этом фантастически меняется мир. Солнечный день вдруг меркнет, становится темным. А пасмурная погода, увиденная через желтое стекло, напротив, преображается в отрадную, напоенную золотисто-янтарным светом.
Регулярно, в течение года, находят применение открытия детей, связанные с самоценной красотой цвета, линий и форм на выставках детских рисунков. Сколько изобретательности и фантазии вкладывают малыши в свои работы. Они захватывают своей дерзновенностью, праздничностью, полетом воображения.
Работая в студии, мы постигаем таинственный мир красок, открываем для себя, что мир искусства — это мир, чудесно преображенный художником, а творчество не что иное, как счастье самовыражения, волшебство и радость жизни
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ:
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Развивать воображение детей и их творческую активность.
Развивать чувство цвета и навыки его выразительного использования.
Учить детей технике смешения красок.
Активизировать словесное обозначение цветов, включающее два оттенка или уподобленное предмету.
Формировать познавательную мотивацию ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЫТЕ:
Дидактические игры.
Наглядные пособия в виде методических таблиц, демонстрирующих правила колористического построения.
Наглядный материал – оригинальные учебные рисунки детей-выпускников.
Тематические выставки.
Использование ТСО.
Нетрадиционные формы занятий: занятия-игры, занятия-эксперименты, занятия по продуктивной деятельности.
Крупномасштабные, многофункциональные пособия.