Психокоррекционное сопровождение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы детей, коррекция эмоций детей через игры.

Задачи:

  • cнизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
  • развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;
  • работать над выразительностью движений, обучить приемам релаксации;
  • снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность, снять мышечные зажимы.

Педагог: Дети, хотите поиграть? Давайте поздороваемся друг с другом не просто словами, а необычным способом, сначала:

  • указательными пальцами,

затем:

  • большими пальцами;
  • руками;
  • лбами;
  • носами;
  • подбородками;
  • ушами;
  • локтями;
  • животами;
  • коленками;
  • боком;
  • парами, втроем, вчетвером.

Дети, вам понравилось здороваться друг с другом необычным способом? (ответы детей)

Сегодня мы с вами пофантазируем - отправимся с вами в путешествие на лесную прогулку. Лес находится далеко и нам надо доехать до него на поезде.

(Игра " Найди веселую картинку".

Цель: укрепление положительных эмоций детей, создание радостного настроения).

Перед вами находятся картинки с различными изображениями животных с веселым настроением, давайте составим из него веселый поезд. У этого поезда веселое настроение, и я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний день прошел радостно и у вас было хорошее настроение.

Давайте встанем друг за другом, возьмемся за плечи впереди стоящего ребенка и поедем в лес (дети двигаются друг за другом под веселую музыку). Ну вот, мы и доехали до леса.

(Упражнение "Настроение и походка".

Цель: снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов).

Представьте, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Давайте пройдем друг за другом тихо "как мышки", чтобы не испугать ежиков и зайчиков (дети идут змейкой друг за другом), затем попрыгаем как зайчики, спрячемся от "диких животных", а теперь пробежимся, как хитрая лисичка. Мы идем по высокой траве - идем, высоко поднимая ноги. А сейчас проберемся через "дремучий лес", громко топая, чтобы показать, что не боимся медведя, теперь обогнем "широкое озеро".
Молодцы! Справились с заданием.

(Игра "Ручеек".

Цель: сплочение группы, снятие тревожности, повышение уверенности в себе).

Посмотрите, перед нами протекает ручеек, давайте пройдем через него, встанем парами в колонну, держась за руки.

Водящий, закрыв глаза, проходит через ворота - руки и, выбрав себе пару, становится в конец колонны. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.

Мы с вами прошли через ручеек, посмотрите на этом берегу лежат камушки (кубики), давайте перенесем их через ручеек различными способами.

(Игра с кубиками.

Цель игры: Коррекция гиперактивности через стимуляцию чувства равновесия, координации движений, ограничение темпа движений рук и туловища, передвижения ребенка; стимуляция переживания чувства успеха при совершении произвольных усилий ребенком).

  • кубик на голове несу и не уроню!
  • несу кубик на ладони;
  • несу кубик на тыльной стороне ладони;
  • между указательным и большим пальцами;
  • на плечах;
  • на спине;
  • придерживать ряд из кубиков, упирающихся в живот ребенка;
  • пронести пирамиду из кубиков;
  • удержать и понести три кубика между ладонями;
  • двое детей придерживают кубик лбами;
  • трое детей несут кубик указательными пальцами.

Вы очень старались, правильно выполняли задание, конечно, устали. А давайте с вами отдохнем, сядем на лесной полянке в кружок.

(Этюд "Солнечный зайчик".

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить).

Давайте расслабимся - солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

Педагог говорит детям:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

(Игра "Возьми и передай".

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать эмоциональное состояние).

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и (мимикой) передадим радостное настроение, добрую улыбку друг другу.

А сейчас мы с вами должны вернуться на поезде в наш садик. Возьмем любые картинки, которые вам нравятся и составим наш веселый поезд.

Дети, вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? Какие чувства и эмоции вы испытали? Какое было у вас настроение? (ответы детей, выражение чувств и эмоций).

На этом наше занятие окончено, спасибо вам за интересное путешествие, все были активными, старались на занятии.

Давайте попрощаемся любым способом, так же как и здоровались.

Литература.

  • Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. "Валери СПД", 2001.-112с., ил.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
  • Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 160с.
  • Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль. 1996.
  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.