Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы детей, коррекция эмоций детей через игры.
Задачи:
- cнизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
- развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;
- работать над выразительностью движений, обучить приемам релаксации;
- снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность, снять мышечные зажимы.
Педагог: Дети, хотите поиграть? Давайте поздороваемся друг с другом не просто словами, а необычным способом, сначала:
- указательными пальцами,
затем:
- большими пальцами;
- руками;
- лбами;
- носами;
- подбородками;
- ушами;
- локтями;
- животами;
- коленками;
- боком;
- парами, втроем, вчетвером.
Дети, вам понравилось здороваться друг с другом необычным способом? (ответы детей)
Сегодня мы с вами пофантазируем - отправимся с вами в путешествие на лесную прогулку. Лес находится далеко и нам надо доехать до него на поезде.
(Игра " Найди веселую картинку".
Цель: укрепление положительных эмоций детей, создание радостного настроения).
Перед вами находятся картинки с различными изображениями животных с веселым настроением, давайте составим из него веселый поезд. У этого поезда веселое настроение, и я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний день прошел радостно и у вас было хорошее настроение.
Давайте встанем друг за другом, возьмемся за плечи впереди стоящего ребенка и поедем в лес (дети двигаются друг за другом под веселую музыку). Ну вот, мы и доехали до леса.
(Упражнение "Настроение и походка".
Цель: снятие эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов).
Представьте, что вы идете по узенькой
тропинке через лес. Давайте пройдем друг за
другом тихо "как мышки", чтобы не испугать
ежиков и зайчиков (дети идут змейкой друг за
другом), затем попрыгаем как зайчики, спрячемся
от "диких животных", а теперь пробежимся, как
хитрая лисичка. Мы идем по высокой траве - идем,
высоко поднимая ноги. А сейчас проберемся через
"дремучий лес", громко топая, чтобы показать,
что не боимся медведя, теперь обогнем "широкое
озеро".
Молодцы! Справились с заданием.
(Игра "Ручеек".
Цель: сплочение группы, снятие тревожности, повышение уверенности в себе).
Посмотрите, перед нами протекает ручеек, давайте пройдем через него, встанем парами в колонну, держась за руки.
Водящий, закрыв глаза, проходит через ворота - руки и, выбрав себе пару, становится в конец колонны. Оставшийся без пары ребенок становится водящим.
Мы с вами прошли через ручеек, посмотрите на этом берегу лежат камушки (кубики), давайте перенесем их через ручеек различными способами.
(Игра с кубиками.
Цель игры: Коррекция гиперактивности через стимуляцию чувства равновесия, координации движений, ограничение темпа движений рук и туловища, передвижения ребенка; стимуляция переживания чувства успеха при совершении произвольных усилий ребенком).
- кубик на голове несу и не уроню!
- несу кубик на ладони;
- несу кубик на тыльной стороне ладони;
- между указательным и большим пальцами;
- на плечах;
- на спине;
- придерживать ряд из кубиков, упирающихся в живот ребенка;
- пронести пирамиду из кубиков;
- удержать и понести три кубика между ладонями;
- двое детей придерживают кубик лбами;
- трое детей несут кубик указательными пальцами.
Вы очень старались, правильно выполняли задание, конечно, устали. А давайте с вами отдохнем, сядем на лесной полянке в кружок.
(Этюд "Солнечный зайчик".
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить).
Давайте расслабимся - солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.
Педагог говорит детям:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
(Игра "Возьми и передай".
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать эмоциональное состояние).
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и (мимикой) передадим радостное настроение, добрую улыбку друг другу.
А сейчас мы с вами должны вернуться на поезде в наш садик. Возьмем любые картинки, которые вам нравятся и составим наш веселый поезд.
Дети, вам понравилось наше путешествие? А что именно понравилось? Какие чувства и эмоции вы испытали? Какое было у вас настроение? (ответы детей, выражение чувств и эмоций).
На этом наше занятие окончено, спасибо вам за интересное путешествие, все были активными, старались на занятии.
Давайте попрощаемся любым способом, так же как и здоровались.
Литература.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. "Валери СПД", 2001.-112с., ил.
- Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 160с.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль. 1996.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.