Психологическая служба в вечерней школе в г. Нариманове

Разделы: Школьная психологическая служба


Психологическая служба организована в вечерней школе 10 лет. За это время сложилась определённая система, накоплен опыт работы по выполнению задач обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся на основе психолого-педагогического изучения, профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, формирования профессионального интереса, любви к будущей профессии через самопознание и саморазвитие. Решение этих важнейших задач стало возможным благодаря тесному контакту и постоянной работе педагога - психолога с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми по изучению их личности качеств и особенностей стало проведение традиционных психолого-педагогических консилиумов, получивших признание всего инженерно-педагогического коллектива, так как анализ полученного материала дает возможность увидеть реальные психолого-педагогические проблемы, как педагогам, так и в большинстве случаев учащимся.

Каждому консилиуму предшествует глубокая работа по изучению личности учащихся, как традиционными методами, так и с использованием обязательного психолого-диагностического исследования. Дети тестируются на определение всех типов памяти, внимание, мышление, профессиональной наклонности, технической и механической понятливости/механизаторы, определяется тип темперамента, тип мышления, уровень воспитанности.

Суммируя полученные сведения и данные о детях, анализируя их, педагог-психолог, педагогический коллектив получают обширный материал для составления коррекционных программ работы с учащимися. Коррекционные программы обсуждаются и утверждаются на психолого-педагогическом консилиуме.

В зависимости от проблем психологического плана подготавливаю практический материал, способствующий их решению (психологические игры, упражнения, простейшие тренинги и т.д.) и обеспечивает им членов инженерно-педагогического коллектива.

Контрольные исследования проводятся I раз в полугодие на протяжении всех лет обучения учащихся в школе. Это даёт возможность пересматривать, обновлять коррекционные программы, наблюдать за динамикой развития ребёнка.

Этот материал является важной основой для составления планов воспитательной работы, как в группах, так и в школе в целом,

Считая, что без активного участия самого ребенка в процессе самопознания, не может быть весомых результатов его личностного и профессионального роста.

Разработала авторскую программу "Психологии личности" (35 часов). Эта программа рассчитана на подростков. Она знакомит их с основами психологических знаний. Знакомятся с основами человеческих отношений. Получают знания о психологии познания человеком окружающего мира. В школе имеется учебный кабинет психологии и кабинет для индивидуальной работы с учащимися, родителями и сотрудниками.

Благодаря кропотливой работе, ставящей своей целью психолого-педагогическое просвещение коллектива удалось сделать своих коллег единомышленниками. Организованное в школе общение коллектива "Основы педагогического общения", имеет большое значение для проведения системной работы по общению и воспитанию учащихся.

Теоретическая часть всеобуча дополняется проведением социально-психологических, психолого-педагогических тренингов, игр, упражнений, диспутов.

Например, тренинги "Узнаем, друг друга", "Познай себя", ставя своей целью развитие интеллектуальных возможностей педагогов в процессе общения; тренинг "Учитель-ученик" даёт возможность учителю и ученику по-новому, более осмысленно и беспристрастно проанализировать свою позицию, и позицию противоположной стороны, неуспевающие, недисциплинированные, дети с разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, стоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей, С каждым из них педагог-психолог работает по определённому плану, предполагающему создание таких условий, которые бы вынудили ребенка отказаться от имеющихся у него отрицательных форм поведения, установок. Это сложная работа не даёт сиюминутных результатов. Хотя нередки случаи, когда ребята бросают курить, выпивать, берутся за учёбу.