Цель урока:
- Научить определять координаты объекта и по заданным координатам определять объект;
- Развивать навыки работы в тетради и на ЭВМ;
- Воспитывать самостоятельность в изучении нового материала.
Для данного урока необходимо приготовить:
4 варианта карточек для учащихся (см. <Приложение1>, <Приложение2>, <Приложение3>, <Приложение4>), которые будут отличаться друг от друга содержанием задания 3 (Шаг 2) и заданием из Шага 3;
- Файл "Координаты" в графическом редакторе Paint с готовым полем <Рисунок1>:
- Файл "Смайлик" в графическом редакторе Paint с заготовкой <Рисунок2>:
После выполнения задания выдается карточка (красная - отлично выполнено задание, синяя - задание выполнено верно, но с некоторыми недочетами, зеленая - задание выполнено плохо)
Ход урока
Шаг 1 (мотивационный этап).
Цель: На основе пройденного материала (кодирование) определить тему урока.
Представим, что мы отправляемся в путешествие.
Что нужно знать, чтобы попасть в другой город? Запиши ответ в тетрадь.
Возможные ответы: месторасположение, адрес, дорога
При проверке данного задания необходимо на доске прикрепить (написать) эти слова.
Задание 1:
Расшифруй слово и запиши его в тетрадь:
12 | 16 | 16 | 18 | 5 | 10 | 15 | 1 | 20 | 29 |
Для этого используй следующий код:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
Ответ: КООРДИНАТЫ.
В результате на доске будет такая схема:
Шаг 2. (Изучение нового материала).
Цель: Научит определять координаты объекта.
Чтобы лучше понять новую тему, посмотри на это поле:
У любой клетки этого поля можно теперь определить координату.
Например,
- Солнце - E1
- Лампа - C2
- Мяч - E5
Задание 2:
Определи самостоятельно координаты Машины и Елочки.
Подумай, где в жизни применяются координаты?
Мы пришли на перевалочную базу. Выберем здесь средство передвижения.
Задание 3:
Цель: обратная задача - научиться находить заданную координату на поле.
Посмотри на это поле и узнай, на чем мы поедем. Ответ запиши в тетрадь.
A | B | C | D | E | F | Мы поедем на : |
||||||||
1 | Т | А | К | Д | ? | Ш | C1 | F6 | E6 | B1 | D5 | A4 | C5 | |
2 | Й | Ц | У | Е | Г | С | ||||||||
3 | З | Х | Ъ | Ф | Ы | В | F2 | B1 | A6 | F6 | A4 | D2 | B5 | |
4 | Л | / | * | Э | Я | Ч | ||||||||
5 | И | Т | Ь | Б | Ю | . | B1 | F3 | B5 | F6 | D5 | C2 | F2 | |
6 | М | Н | Ж | + | Р | О | ||||||||
7 | № | ! | @ | = | Щ | П | F7 | F6 | D2 | A3 | D1 |
Ответы:
- Корабль
- Самолет
- Автобус
- Поезд
Подведении итогов выполнения задания: учащиеся проводят самоконтроль, отвечая на вопрос - Кто поплывет по воде (на чем)?; Кто полетит по воздуху (на чем)?; Кто поедет по земле (на чем)?
Шаг 3 (Закрепление полученных знаний).
Цель: Закрепить изучение нового материала, используя компьютер.
Мы прибыли в страну художников. В этой стране художники "рисуют" с помощью координат. Вот эти координаты:
Закрась клетки с этими координатами и получи рисунок.
(Задание для 1 и 2 карточки) A3, A4, B3, B4, C2, D2, C3, C4, I4, D3, D4, E4, F4, G4, H4, C5, D5, E5, F5, G5, H5, С6, D6, G6, H6, C7, D7, G7, H7.
Ответ <Рисунок4>:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
(Задание для 3 карточки) A2, B3, A6, B5, C4, D1, D3, D4, D5, D7, E1, E3, E4, E5, E7, F2, F3, F4, F5, F6, G2, G3, G4, G5, G6, H3, H4, H5, I4.
Ответ <Рисунок5>:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
(Задание для 4 карточки) A1, B1, F1, J1, A2, F2, G2, H2, I2, J2, A3, B3, C3, D3, E3, F3, G3, H3, I3, J3, A4, B4, C4, D4, E4, F4, G4, H4, I4, J4, A5, E5, H5, A6, B6, E6, F6.
Ответ <Рисунок6>:
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
Шаг 4 (Рефлексия).
Цель: Подвести итог урока, определить учащихся наиболее хорошо справившихся с заданиями (наличие красных карточек) и определить настроение каждого на этом уроке.
Теперь подведем итоги. Вспомни все, что мы делали на уроке и нарисуй свое настроение. Для этого нужно открыть файл "Смайлик" и дорисовать человечка так:
Если урок понравился - | D7 | E8 | F8 | G8 | H7 |
Если урок не очень понравился - | E8 | F8 | G8 | ||
Если урок не понравился - | D8 | E7 | F7 | G7 | H8 |
Домашнее задание.
Запиши координаты всех закрашенных клеток, чтобы получилась такая фигура <Рисунок7>:
Для тех, кто быстрее всех справился с заданиями, дается следующее, творческое задание.
1. Запиши координаты клеток, чтобы получился такой рисунок <Рисунок8>:
2. Придумай теперь свою картинку. Изобрази её в тетради вместе с полем и запиши координаты нужных клеток.